A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5,000 people working in Russia and abroad.

The Foundation works alongside various UN departments and other international organizations, and is building multi-format cooperation with 173 economic partners, including industrialists’ and entrepreneurs’ unions, financial, trade, and business associations from 78 countries worldwide, and 179 Russian public organizations, federal and legislative agencies, and federal subjects.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian t.me/Roscongress, English – t.me/RoscongressDirect, and Spanish t.me/RoscongressEsp. Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Expert opinion
03.09.2022

Alexei Chekunkov: “The pivot to the East runs through the Arctic”

Minister for the development of the Russian Far East and Arctic Alexei Chekunkov spoke to the Eastern Economic Forum 2022 magazine about the impact the current political situation is having on the development of the region, the most profitable infrastructure project in Russian history, and a new approach to urban planning.

How has the current geopolitical situation affected the Far East? Has it largely benefited or suffered?

Today, more than 2,700 investors are implementing projects in the Far East using the system of state support measures — preferences for advanced special economic zones, the Free Port of Vladivostok, the Arctic Zone of the Russian Federation, infrastructure subsidies, and concessional financing as part of the anti-sanctions package. Real investments in Far Eastern projects have exceeded RUB 2.7 trillion. Moreover, the Far East was almost four times ahead of other regions in 2015–2021 in terms of growth rates of investment in fixed capital, and more than a third in terms of manufacturing growth. A total of 527 enterprises have already been put into operation, and more than 102,000 new jobs have been created.

This year, due to the actions of unfriendly countries, Far Eastern businesses have faced difficulties — disruptions in the supply of equipment, mutual settlements, and a breakdown in logistics chains that have been built up over the years. However, the consistent steps that have been taken to support the economy and the social sector have helped to maintain a balance. Most companies have not given up on implementing projects and continue to invest in the development of the region. For our part, we are trying to help entrepreneurs and we are always in touch twenty-four seven.

I am certain that Russian entrepreneurs will win out in the long run because they will become stronger. After all, a diamond crystallizes under pressure. Today, investors are diversifying both their technological and financial risks. Russian industry has received an additional boost: we are seeing how the process of import substitution is gaining momentum in almost all industries.


Investors remain confident in the Far East. What do you see as the main challenges for the development of the region today? And what mechanisms are being used to address these issues?

Infrastructural constraints are one of the key factors that is holding back the Far Eastern economy and preventing the inflow of foreign investment. Even today, we are seeing a more than 70 million tonne shortage in carrying capacity in eastern Russia in terms of transportation capabilities. In three years, according to our estimates, it could reach 150 million tonnes. This problem will be solved, first of all, by projects that are already underway to debottleneck railway infrastructure, which should be synchronized with the modernization of ports, bridges, border crossings, warehouses, and logistics complexes. This year, two new cross[1]border bridges have opened in the Far East: Nizhneleninskoye—Tongjiang in the Jewish Autonomous Region and Blagoveshchensk—Heihe in the Amur Region. Second, we are counting on large-scale maritime transportation, including the transportation of containerized cargo along the NSR [Northern Sea Route]. At present, together with Rosatom, we are rolling out a regular coastal line. The lighter carrier Sevmorput is running both ways on the St. Petersburg—Far East route. Containerized cargo is being transported during the first stage, including for deliveries to the north, but this list will expand in the future.

Another challenge is a lack of human resources. The Far East Development Corporation is implementing a number of programmes to attract specialists from the most in-demand sectors to the region. We are also helping internally displaced persons from Ukraine, the LPR [Luhansk People’s Republic], and the DPR [Donetsk People’s Republic] who have decided to move to the Far East to find a job.


We have launched and are implementing the Muravyov-Amursky 2030 management training programme. Admission to the programme is tantamount to admission to the civil service: cadets sign a contract and pledge to work for two years at the federal or regional level of government or at a development institution. The training modules not only involve hands-on training, but also immersion in on-the-job training directly in the territories, working side-by-side with future employers. Working closely on projects together with the current heads of government bodies and development institutions, the cadets not only soak up knowledge, but also the spirit required to work successfully in the Far East and the Arctic. Over the next five years, we will put out 100–150 such new managers for the Far East, and it will be a unique cohort.

How are things going overall with the development of the NSR?

The pivot to the East runs through the Arctic. There is simply no other way of organizing the delivery of the quantity of cargo that is already being produced and will be produced in the north in the coming years. The mega-projects that are currently being implemented along the NSR to extract and liquefy gas as well as to extract oil and other minerals alone will ensure a cargo flow of more than 100 million tonnes in 2025.

Based on instructions from the Russian President, the government has approved the Development Plan for the Northern Sea Route for the period until 2035. This is a strategic document that brings together key measures to develop the NSR as a national and international transport artery, create related infrastructure, and ensure safe navigation.

The plan includes 152 projects that aim to develop the export and coastal cargo base, transport infrastructure, and the cargo and icebreaking fleet, as well as manage, develop, and ensure safe navigation along the NSR. Total investment in the development of the NSR until 2035 will amount to almost RUB 1.8 trillion, including RUB 620 billion from the federal budget. This investment will provide more than RUB 16 trillion in taxes to the budget by 2035. The NSR will thus become one of the most profitable infrastructure projects in Russian history.

Russia has been chairing the Arctic Council for a year now. What has and hasn’t worked during this time?

Since the start of the chairmanship, over 30 events have been held with the participation of more than 7,000 people from 15 countries. The agenda of forums and conferences includes support for indigenous people, technology development, global warming, security, culture, tourism, and other themes. This year, unfriendly countries have tried to split the Arctic in half with their actions. However, this split is impossible. I am certain that the sanctions agenda will run out of steam sooner or later, and all members of the Arctic Council will have to return to constructive collaboration. We are always open to such work.


Many cities, and Vladivostok in particular, will present their master plans at the EEF. What’s the difference between the new approach to urban development and the previous one?

Historically, Far Eastern cities have originated from prisons and posts created by legendary pioneers. Such settlements, and essentially fortresses, became the outpost of the state in the East. For example, Blagoveshchensk emerged from Zeisky post. Vladivostok post became a city after the decision was made to create a major seaport on the Pacific coast in Primorye. During the Soviet period, Far Eastern cities actively developed around large industrial enterprises. Today, another cycle of their transformation has begun. This time, the main driver behind this process is the need of people to improve their quality of life in almost all areas.


Based on instructions from the Russian president, draft master plans have been developed for urban areas with a population of more than 4.1 million. People can learn more about them at the EEF. We will present master plans for Petropavlovsk-Kamchatsky, Ulan-Ude, and Magadan to the Russian president. The developers asked the residents what they are most concerned about and what new facilities they need above all else. All the cities tried to find their mission, work out a spatial development plan, calculate the growth economics until 2030, and identify the top priority locomotive projects. Together with the governors, who were actively involved in the master planning process, we will fight to bring the urban planning ideas to life.

A year ago, we spoke about the National Programme for the Development of the Far East, which states that the key indicators of people’s lives should grow at a faster pace over the next four years than the rest of Russia. Can these conditions be met? And how?

The Russian president has given instructions to stop the outflow of the population from the Far East by 2035. In 2021, the overall demographic decline in the Far Eastern Federal District decreased by 23.3%. A demographic increase was seen in a number of regions, namely Yakutia, Chukotka, and Kamchatka Region. Last year, for the first time in twelve years, more people moved to the Far East than left the region. The migration influx exceeded 7,400 people.

All these figures indicate that the region’s appeal for working and living has improved significantly. This is in part thanks to the system of preferences and social programmes operating in the Far East. For example, a demographic package with higher payments for families with children and a Far Eastern mortgage that allows for improving living conditions with the help of soft loans at 2% per annum.


Despite the positive statistical signals, the negative trends have not yet been finally reversed. But the levers needed to do so have been created. The Russian government has come up with a package of strategic decisions which, in combination with existing state programmes, will accelerate the transition from population decline to population growth. Large-scale projects will be implemented to increase the birth rate, reduce the mortality rate, develop healthcare, attract specialists, improve the quality of general and higher education, develop the urban environment, and renovate Far Eastern cities. I am confident that the decisions and social initiatives adopted at the EEF will further bolster this action plan, and the people of the Far East will feel the effect of this work in their daily lives.

Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 173 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 78 странах мира, со 179 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Экспертное мнение
03.09.2022

«Поворот на Восток происходит через Арктику»

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал журналу ВЭФ — 2022 о влиянии политической ситуации на развитие региона, самом выгодном инфраструктурном проекте в истории России и новом подходе к планированию городов.

Как нынешняя геополитическая ситуация повлияла на Дальний Восток? Он в большей степени выиграл или проиграл?

Сегодня более 2,7 тыс. инвесторов реализуют проекты на Дальнем Востоке с использованием системы мер государственной поддержки — преференций территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ, инфраструктурной субсидии, льготного финансирования в рамках антисанкционного пакета. Фактические инвестиции в дальневосточные проекты превысили 2,7 трлн руб. При этом по темпам роста инвестиций в основной капитал Дальний Восток в 2015–2021 годах опередил другие регионы почти в четыре раза, а по темпам роста производства — более чем на треть. 527 предприятий уже введено в эксплуатацию, создано более 102 тыс. новых рабочих мест.

В этом году из-за действий недружественных стран дальневосточный бизнес столкнулся с трудностями — сбоями в поставках оборудования, взаиморасчетах, разрывом логистических цепочек, которые выстраивались годами. Однако предпринятые последовательные шаги по поддержке экономики и социальной сферы позволили сохранить равновесие. Большинство компаний не отказались от реализации проектов и продолжают инвестировать в развитие региона. Мы со своей стороны стараемся помогать предпринимателям, всегда на связи в режиме 24/7.


Уверен, что на длинной дистанции российские предприниматели выиграют, потому что станут сильнее — ведь алмаз кристаллизуется под давлением. Сегодня инвесторы диверсифицируют как технологические, так и финансовые риски. Дополнительный стимул получила российская промышленность: мы видим, что процесс импортозамещения набирает обороты практически во всех отраслях.

Доверие инвесторов к Дальнему Востоку сохранилось. А в чем вы видите главные вызовы для развития региона сегодня? И какие механизмы используются для решения этих вопросов?

Инфраструктурные ограничения — один из ключевых факторов, который держит в узде накопившую силы дальневосточную экономику и не способствует притоку внешних инвестиций. Мы уже сегодня видим дефицит провозных способностей на востоке России в мощностях по транспортировке, превышающий 70 млн тонн. Через три года, по нашим оценкам, он может достигнуть 150 млн тонн. Решить эту проблему позволят, во-первых, уже реализуемые проекты расшивки узких мест в железнодорожной инфраструктуре, которые должны быть синхронизированы с модернизацией портов, мостов, погранпереходов, складских, логистических комплексов. В этом году на Дальнем Востоке открыты два новых трансграничных моста: Нижнеленинское—Тунцзян в Еврейской автономной области и Благовещенск—Хэйхэ в Амурской области. Во-вторых, сделана ставка на масштабные морские перевозки, в том числе на транспортировку контейнерных грузов по СМП. Сейчас совместно с «Росатомом» раскатываем регулярную каботажную линию. Лихтеровоз «Севморпуть» курсирует по маршруту Санкт-Петербург — Дальний Восток и в обратном направлении. На первом этапе перевозятся контейнеризированные грузы, в том числе для целей северного завоза, но в дальнейшем их перечень расширится.


Еще один вызов — дефицит кадров. Корпорацией развития Дальнего Востока реализуется ряд программ по привлечению в регион специалистов самых востребованных направлений. Также помогаем трудоустроиться вынужденным переселенцам с Украины, из ЛНР и ДНР, принявшим решение переехать на Дальний Восток.

Стартовала и реализуется программа подготовки управленческих кадров «Муравьев-Амурский 2030». Поступление на программу равно поступлению на госслужбу: курсанты подписывают контракт, обязуясь отработать два года на федеральном или региональном уровне управления либо в институте развития. Учебные модули предполагают не только практические занятия, но и погружение в практику непосредственно на территориях, рука об руку с будущими работодателями. Плотно работая в проектах вместе с действующими руководителями органов власти и институтов развития, курсанты напитываются не только знаниями, но и духом, необходимым для успешной работы на Дальнем Востоке и в Арктике. За следующие пять лет мы выпустим 100–150 таких новых управленцев для Дальнего Востока, и это будет «уникальная когорта».

Как в целом обстоят дела с развитием Севморпути?

Поворот на восток происходит через Арктику — другой возможности наладить поставки того количества грузов, которое уже производится и будет производиться на севере, в ближайшие годы попросту нет. Только реализуемые сегодня вдоль СМП мегапроекты по добыче и сжижению газа, добыче нефти, других полезных ископаемых уже в 2025 году обеспечат грузопоток объемом более 100 млн тонн.


По поручению президента России правительство утвердило план развития Северного морского пути на период до 2035 года. Это стратегический документ, объединяющий ключевые мероприятия по развитию СМП как национальной и международной транспортной артерии, созданию сопутствующей инфраструктуры и обеспечению безопасности судоходства.

План включает в себя 152 проекта, направленных на развитие экспортной и каботажной грузовой базы, транспортной инфраструктуры, грузового и ледокольного флота, управление, развитие и обеспечение безопасности судоходства по СМП. Общий объем инвестиций в развитие СМП до 2035 года составит почти 1,8 трлн руб., в том числе 620 млрд руб. из федерального бюджета. Эти инвестиции дадут свыше 16 трлн руб. налогов в бюджет до 2035 года. СМП, таким образом, станет одним из самых выгодных инфраструктурных проектов в истории России.


Россия год председательствует в Арктическом совете. Что удалось и не удалось за это время?

С начала председательства проведено более 30 мероприятий с участием более 7 тыс. человек из 15 стран. В повестке дня форумов и конференций — поддержка КМНС, развитие технологий, глобальное потепление, безопасность, культура, туризм и другие темы. В этом году недружественные страны своими действиями попытались разделить Арктику надвое. Однако такой раскол невозможен. Уверен, что санкционная повестка себя рано или поздно исчерпает и всем участникам Арктического совета придется вернуться к конструктивному взаимодействию. Мы для такой работы всегда открыты.


Многие города, Владивосток в частности, представят на ВЭФ свои мастер-планы. В чем отличие нового подхода к развитию городов от прежнего?

Исторически дальневосточные города возникали из острогов и постов, созданных легендарными первопроходцами. Такие населенные пункты, по сути крепости, становились форпостами государства на восточном направлении. Например, из поста Зейского возник Благовещенск. Пост Владивосток стал городом после того, как было принято решение создать в Приморье главный порт на Тихом океане. В советский период дальневосточные города активно развивались вокруг крупных промышленных предприятий. Сегодня начался очередной цикл их трансформации. На этот раз главным двигателем процесса являются запросы людей на повышение качества жизни практически во всех сферах.

По поручению президента России разработаны проекты мастер-планов городских территорий с населением более 4,1 млн человек. С ними можно будет ознакомиться на ВЭФ. Мастер-планы Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ и Магадана представим президенту России. Разработчики спросили у жителей, что их волнует в первую очередь и какие новые объекты нужны прежде всего. Все города постарались найти свою миссию, проработать план развития в пространстве, посчитать экономику развития до 2030 года и определить приоритетные, локомотивные проекты. Вместе с губернаторами, которые были активно вовлечены в процесс мастер-планирования, будем бороться за воплощение градостроительных идей в жизнь.


Год назад мы говорили о Национальной программе развития Дальнего Востока, по которой в ближайшие четыре года ключевые показатели жизни людей должны расти опережающими темпами по сравнению с остальной Россией. Удается ли соблюдать это условие? И каким образом?

Президент России поручил остановить отток населения с Дальнего Востока к 2035 году. В 2021-м общая демографическая убыль населения в ДФО снизилась на 23,3%. В ряде регионов — Якутии, на Чукотке, в Камчатском крае — зафиксирован демографический прирост. В прошлом году впервые за 12 лет на Дальний Восток переехало больше людей, чем уехало из региона, — миграционный приток превысил 7,4 тыс. человек.

Цифры говорят о том, что привлекательность региона для работы и жизни заметно возросла. В том числе благодаря действующей на Дальнем Востоке системе преференций и социальным программам. Таким как демографический пакет с повышенными выплатами для семей с детьми, дальневосточная ипотека, позволяющая улучшить жилищные условия с помощью льготных кредитов под 2% годовых.

Несмотря на позитивные статистические сигналы, пока окончательно переломить негативные тренды не удалось. Но необходимые для этого рычаги созданы. Правительством России разработан пакет стратегических решений, реализация которых в сочетании с уже действующими государственными программами ускорит переход от сокращения к росту численности населения. Будут реализованы масштабные проекты, направленные на рост рождаемости, снижение смертности, развитие здравоохранения, привлечение специалистов, повышение качества общего и высшего образования, развитие городской среды, обновление дальневосточных городов. Уверен, что решения и социальные инициативы, принятые на ВЭФ, дополнительно усилят этот план действий, а дальневосточники ощутят эффект от этой работы в повседневной жизни.



Аналитика на тему