non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
29.05.2019
National report: high-tech business in the regions of Russia

The Presidential Decree of May 7, 2018 «Executive Order On National Goals and Strategic Objectives of the Russian Federation through to 2024» the main goals of long-term development are: to accelerate technological development and support high-productivity export-oriented businesses in the basic sectors of the economy, developing on the basis of modern technology and staffed with highly qualified employees.

002_Высокотехнологичный бизнес в регионах России.png

The Presidential Decree of May 7, 2018 «Executive Order On National Goals and Strategic Objectives of the Russian Federation through to 2024» the main goals of long-term development are: to accelerate technological development and support high-productivity export-oriented businesses in the basic sectors of the economy, developing on the basis of modern technology and staffed with highly qualified employees.

The stated goals will be solved within 6 of 10 national projects: «Digital Economy» (the goal is to ensure the accelerated introduction of digital technologies); «Labor productivity and employment support» (the goal is the growth of labor productivity in enterprises of basic non-primary industries); «Small and medium enterprises support individual initiative».


003_Высокотехнологичный бизнес в регионах России.png

In Russia, the digitalization process is at an initial stage, gradually a change in the structure of employment towards less automated industries is taking place, the proportion of high-tech and knowledge-intensive activities is slowly increasing. The speed of the processes of substitution of humans by robots is slowed down due to economic (high cost of robots compared to that of work force), political (fear of social consequences), legal (prohibition on the introduction of certain technologies) and other restrictions. These factors could contribute to population’s gradual adaptation. But the modern labour market model hinders the restructuring and modernization of production, increases inequality among the employed, deprives them of social protection and supports ambiguity. And the fight against unemployment throughout the country is achieved through informal bans on employees dismissal. This can dramatically exacerbate the social risks in the event of digital economy forced spread. High regional differentiation in the rate of technology adoption and adaptation of communities can lead to the formation of old industrial and «old service» regions with a set of social problems, a high prevalence rate of the «economy of ignorance».

In many regions of Russia, the share of the population potentially exposed to the risks of the digital economy is above 45%; in a number of southern regions, the manufacturing and mining centers have the potential to automate more than 50% of jobs! Digital transformation processes will require re-skilling of millions of employees. Co-financing the creation of an all-Russian network of fab labs and makerspaces with high-tech machining technique will enhance the technical competence of residents of both large centers and small settlements, and will also give an impetus to the development of industrial entrepreneurship.

The presence of large companies ‒ customers is also significant For the development of technological entrepreneurship. Therefore, it is necessary to give an impetus to cluster initiatives in the competitive sectors of regional economy as an effective mechanism for interaction between large businesses and small and medium-sized technological companies.

It is necessary to use and disseminate various forms of venture capital financing with state support of technology start-ups, including within the framework of public-private partnership, which will allow to form a pool of professional technology investors. Differentiated policies depending on the type of enterprise (different development tracks), including the introduction of various criteria for SMEs in the process of implementation of individual support measures.

It will require an increase in enterprises’ managerial independence of the military-industrial complex, forming part of various holdings and state corporations, in order to enable the implementation of regional industrial policy involving such enterprises; including implementation of industrial cooperation measures, the implementation of joint investment projects, etc. Development and implementation of lean production programs at the military-industrial complex enterprises are also required.

Adaptation programmes to the risks of the digital economy should be aimed at training and skill enhancement of the great masses of population within the framework of the continuous STEAM education systems (science, technology, engineering, art and mathematics). Popularization and entrepreneurship training programmes can play a crucial role in overcoming a potential crisis.

It will be necessary to increase the funding of education and R&D significantly, as well as promote the introduction of dual education, basic departments, related grants and innovative vouchers to intensify the links between education, science and business. It is necessary to give an impetus to the transition of leading technical universities throughout the country to the model of the entrepreneurial university (university 3.0), capable of not only training personnel, but also independently conduct applied research and create innovative companies based on them.

Despite the fact that universities do not pass under their control, support is needed for specialized educational programs and initiatives for the implementation of the so-called «Universities’ third mission», that is, the use of universities as points of regional development.

Corresponding programs are needed to improve the skills of engineers and medium-level production personnel, for example, expanding direct contracts with companies and participation of Secondary Specialized Educational Institutions in the «WorldSkills» championship. Improving access to human capital contributes to the growth, survival and innovation activity of firms.

The created innovation infrastructure requires additional inventory and performance evaluation throughout the country. It is required to increase investments into cyberinfrastructure, create free Internet access areas, provide 100% cellular coverage with the ability for access of all the region’s settlements.

Not only infrastructure is needed, but also assistance with financing and searching for suppliers for the residents, negotiations with regional authorities and employee training for modern industrial parks in Russia. The formation of entrepreneurship ecosystems will be required, and industrial parks may become one of the regional development institutions.

The basic resource for the development of high technologies ‒ human resources ‒ requires regional authorities’ constant attention. Increasing the comfort of the environment in order to attract qualified personnel and the creative class should become the focal point of regional strategy. Information strategy, creation of a brand of the region can help in attracting innovators and tech entrepreneurs.

Technologically complex industries require a wide range of competencies, communications between counterparties are important. When new firms are started up, the entrepreneurial capital of the region is significant, and, consequently, the formation of appropriate entrepreneurial ecosystem.

In Russia, in conditions of low economic growth and low investment activity, the possibilities for non-resource growth are largely determined by availability of access to the foreign markets and increased state engagement into economy. Nowadays the infrastructure to support export is being actively created. Favorable institutional conditions (for example, a SEZ in Lipetsk Oblast) play a big role. However, it is the customs barriers that still limit the possibilities of high-tech business. Russia’s lowest positions (170th place) are in the «Doing business» rating because of the administration of customs procedures.

004_Высокотехнологичный бизнес в регионах России.png

During the implementation of structural policies there will also be required both stimulation of intra-enterprise entrepreneurship (intrapreneurship) in large corporations by compensating R&D costs and staff skill development. Special attention should be paid to the cultivation of fast-growing technological start-ups, as well as to the formation of intellectual property markets and regional business ecosystems.

Thus, the targets of state incentives for high-tech and knowledge-based industries in the regions of Russia should differ significantly depending on the characteristics of the region (level of development of the business and innovation ecosystem) and the type of project supported. But it is necessary to strive to increase startup activity in the regions, increase the participation of private and professional investors in the development of high technologies, and increase the share of civilian products in the defense industry of Russia.

The Appendix gives the final grouping of regions, presents the values, ranks of the indicators used and their change for all regions of Russia, which allows you visually see the dynamics of the development of high-tech business, as well as understand the dynamics of the growth of a region in the overall rating. A number of the largest and most successful regions for the development of high-tech business can become the centers of non-resource growth of the Russian economy in the long term: Moscow, St. Petersburg, Moscow Oblast, the Republic of Tatarstan, Nizhny Novgorod Oblast, Samara Oblast and Novosibirsk Oblast. Sverdlovsk Oblast, Perm Krai, the Republic of Bashkortostan, Rostov Oblast, Chelyabinsk Oblast and a number of other subjects of the Federation.

Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
29.05.2019
Национальный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России»
Процесс цифровизации в России находится на начальной стадии. Происходит постепенное изменение структуры занятости в сторону менее автоматизируемых отраслей, медленно растёт доля высокотехнологичных и наукоёмких видов деятельности.
002_Высокотехнологичный бизнес в регионах России.png
Скорость процессов вытеснения человека роботами замедлена из-за экономических (высокая стоимость роботов в сравнении с рабочей силой), политических (страх социальных последствий), юридических (запрет на внедрение некоторых технологий) и иных ограничений. Снятие этих ограничений могло бы способствовать постепенной адаптации населения. Но современная модель рынка труда тормозит реструктуризацию и модернизацию производств, усиливает неравенство среди занятых, лишает их социальной защиты и поддерживает неопределённость. А борьба с безработицей в регионах достигается путём неформальных запретов на увольнение сотрудников. Это может существенно усугубить социальные риски в случае форсированного распространения цифровой экономики. Высокая региональная дифференциация по скорости внедрения технологий и адаптации к ним сообществ может привести к формированию «старопромышленных» и «старосервисных» регионов с набором социальных проблем и высокой долей экономики незнания.

003_Высокотехнологичный бизнес в регионах России.png
Процесс цифровизации в России находится на начальной стадии. Происходит постепенное изменение структуры занятости в сторону менее автоматизируемых отраслей, медленно растёт доля высокотехнологичных и наукоёмких видов деятельности. Скорость процессов вытеснения человека роботами замедлена из-за экономических (высокая стоимость роботов в сравнении с рабочей силой), политических (страх социальных последствий), юридических (запрет на внедрение некоторых технологий) и иных ограничений. Снятие этих ограничений могло бы способствовать постепенной адаптации населения. Но современная модель рынка труда тормозит реструктуризацию и модернизацию производств, усиливает неравенство среди занятых, лишает их социальной защиты и поддерживает неопределённость. А борьба с безработицей в регионах достигается путём неформальных запретов на увольнение сотрудников. Это может существенно усугубить социальные риски в случае форсированного распространения цифровой экономики. Высокая региональная дифференциация по скорости внедрения технологий и адаптации к ним сообществ может привести к формированию «старопромышленных» и «старосервисных» регионов с набором социальных проблем и высокой долей экономики незнания.

Во многих регионах России доля населения, потенциально подверженного рискам цифровой экономики, превышает 45 процентов, а в ряде южных регионов, центров обрабатывающей и добывающей промышленности потенциально возможна автоматизация более 50 процентов рабочих мест. Процессы цифровой трансформации потребуют переобучения миллионов сотрудников. Софинансирование создания всероссийской сети фаблабов и мейкерспейсов с современным производственным оборудованием будет способствовать повышению технических компетенций жителей как крупных центров, так и малых поселений, а также будет стимулировать развитие производственного предпринимательства.

Для развития технологического предпринимательства также значимо наличие крупных компаний — заказчиков. Поэтому необходимо стимулирование кластерных инициатив в конкурентных секторах региональной экономики как эффективного механизма взаимодействия крупного бизнеса и технологических малых и средних компаний.

Необходимо применение и распространение различных форм венчурного финансирования при господдержке технологических стартапов, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства, что позволит сформировать пул профессиональных технологических инвесторов, дифференцированная политика в зависимости от типа предприятия (разные треки развития), в том числе внедрение различных критериев МСП при реализации отдельных мер поддержки.

Потребуется увеличение управленческой самостоятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, входящих в различные холдинги и государственные корпорации, с целью осуществления региональной промышленной политики с привлечением таких предприятий, включая реализацию мер промышленной кооперации, реализацию совместных инвестиционных проектов и пр. Необходима также разработка и реализация программ бережливого производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Программы адаптации к рискам цифровой экономики должны быть направлены на обучение и переобучение широких масс жителей в рамках систем непрерывного STEAM-образования (наука, технологии, инжиниринг, искусство и математика). Определяющее значение по преодолению потенциального кризиса могут сыграть программы по популяризации и обучению предпринимательству.

Потребуется существенно увеличить финансирование образования и НИОКР; также необходимо способствовать внедрению дуального образования, базовых кафедр, связанных грантов и инновационных ваучеров для интенсификации связей между образованием, наукой и бизнесом. Необходимо стимулировать переход ведущих технических вузов регионов к модели предпринимательского университета («университета 3.0»), способного не только готовить кадры, но и самостоятельно проводить прикладные исследования и на их основе создавать инновационные компании.

Несмотря на то что университеты не входят в сферу ответственности НИОКР, необходима поддержка специализированных образовательных программ и инициатив для реализации так называемой «Третьей миссии университетов», то есть использование вузов как точек регионального развития.

Необходимы соответствующие программы по повышению квалификации инженеров и среднего производственного персонала, например расширение прямых контрактов с компаниями и участие ССУЗов в чемпионате WorldSkills. Улучшение доступа к человеческому капиталу будет способствовать росту, выживаемости и инновационной активности фирм.

Созданная инновационная инфраструктура требует дополнительной инвентаризации и оценки эффективности в регионах. Требуется увеличить инвестиции в информационно-коммуникационную инфраструктуру, создать зоны бесплатного доступа в интернет, обеспечить 100% покрытия сотовой связью с возможностью доступа в интернет всех поселений региона.

Для современных индустриальных парков в России необходима не только инфраструктура, но и помощь резидентам с финансированием и поиском поставщиков, проведением переговоров с областными властями и обучением сотрудников. Потребуется формирование экосистем предпринимательства, а индустриальные парки могут стать одним из региональных институтов развития.

Базовый ресурс для развития высоких технологий — кадровый потенциал — требует постоянного внимания региональных властей. Важным направлением региональной политики должно стать повышение комфортности среды для привлечения квалифицированных кадров и креативного класса. Информационная стратегия, создание бренда региона могут помочь в привлечении инноваторов и технологических предпринимателей.

Технологически сложные отрасли требуют большого набора компетенций, важны связи между контрагентами. Для создания новых фирм значим предпринимательский капитал региона, а соответственно — формирование соответствующей предпринимательской экосистемы.

В России, в условиях низких темпов роста экономики и низкой инвестиционной активности, возможности несырьевого роста экономики в значительной мере определяются выходом на внешние рынки и расширением участия государства. Сегодня активно создаётся инфраструктура поддержки экспорта, большую роль играют благоприятные институциональные условия (например, ОЭЗ в Липецкой области). Впрочем, именно таможенные барьеры по-прежнему ограничивают возможности высокотехнологичного бизнеса. Наиболее низкие позиции в рейтинге Doing Business (170‑е место) Россия занимает именно по администрированию таможенных процедур.

004_Высокотехнологичный бизнес в регионах России.png

При проведении структурной политики потребуется также стимулирование внутрифирменного предпринимательства (интрапренёрства) в крупных корпорациях путём поддержки затрат на НИОКР и повышения квалификации сотрудников. Отдельное внимание стоит уделить выращиванию быстрорастущих технологических стартапов, а также формированию рынков интеллектуальной собственности и предпринимательских экосистем в регионах.

Таким образом, целевые ориентиры государственного стимулирования высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в регионах России должны существенно различаться в зависимости от типа региона (уровня развития предпринимательской и инновационной экосистемы) и типа поддерживаемого проекта. Но необходимо стремиться к увеличению стартап-активности в регионах, повышать участие частных и профессиональных инвесторов в развитии высоких технологий, увеличивать долю гражданской продукции в ОПК.

В приложении к исследованию дана конечная группировка регионов, представлены значения, ранги используемых показателей и их изменение для всех регионов России, что позволяет наглядно увидеть динамику развития высокотехнологичного бизнеса, а также — по динамике рангов отдельных индикаторов — выявить факторы, определяющие рост или падение региона в общем рейтинге. Ряд крупнейших и наиболее успешных по развитию высокотехнологичного бизнеса регионов могут стать центрами несырьевого роста российской экономики в долгосрочной перспективе. Среди таких регионов — Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Нижегородская, Самарская, Новосибирская, Свердловская области, Пермский край, Республика Башкортостан, Ростовская, Челябинская области и ряд других субъектов федерации.





Сессии на тему
Аналитика на тему