Information and Analytical System
RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
21.02.2020

Infrastructure Investments

Private investors are waiting for clarity from the government on the projects that it plans to launch

Consolidated budget spendings on infrastructure in 2019 accounted for 2 trillion rubles and grew by almost 200 billion rubles in current prices. Their share in GDP grew only by 0.1 p. p. up to 1.8% that year. Weak growth is largely due to the ‘uncertainty’ of the comprehensive plan of infrastructure development and the lack of clarity on many projects.

In 2019 the public and the private sector allocated about 4.9 trillion rubles to infrastructure. That is only 0.5% more than in the previous year. The ratio of public and private investments in projects has shifted towards weakening of investors’ participation.

Investments in public infrastructure are still not sufficient for the development of infrastructure, most of them are allocated to maintaining existing facilities. For reaching significant economic growth due to infrastructure, in InfraOne Research estimation, at least 6.7 trillion rubles are lacking in 2020 and by 2022 this amount may increase to 7.8 trillion rubles.

* The calculation of investments in infrastructure in 2019 was made according to the monthly reports of the Federal Treasury, the adjusted estimate will appear in May 2020. When assessing the investments InfraOne Research did not take into account the defense sector expenditures and contributions to authorized capital of state-owned companies.When calculating the forecasted spending on infrastructure in 2020–2022 InfraOne Research took the aggregated codes of expenditure types as a basis since there isn’t a more detailed breakdown in the budget for the planning period. But the total figure does not reflect the real situation (as it includes, for example, subsidies for air and rail transportation), therefore InfraOne Research also took into account the proportion of budget performance by specific codes of types of expenditures in previous years. Due to the fact that there is no available data as of the end of December 2019 from the Federal Treasury, the assessment of regional budgets infrastructure expenditures for the whole year of 2019 is based on the average increase in their expenditures in the last month for the three preceding years. And the forecast of these expenses for 2020–2022 period implies an annual growth of infrastructure expenditures in an amount not less than in the previous three years.

** Extrabudgetary infrastructure investments have been estimated on the basis of data on the capital investments structure broken down by economic activities: InfraOne Research excluded realty construction costs, investments from industrial, manufacturing and agricultural enterprises, as well as financial and trade operations from this indicator. This category includes national banks and companies, private businesses and foreign investors.

Private investors are ready to invest in infrastructure but the lack of ready-for-launch projects at the market is still a limitation

The minimum additional infrastructure need for investments in 2021 amounted to 3.4 trillion rubles while 7.2 trillion rubles is required for the accelerated growth of the economy. InfraOne Research specialists believe that even minimal additional need completion will not be covered in the next year or two.

According to InfraOne Research estimates, the potential volume of extrabudgetary investments has grown for the year by 7.5‑12.6%. Private investors are ready to invest up to 2.5‑2.9 trillion rubles in Russian infrastructure. However, most of these funds (73%) can be provided by companies related to or owned by the state, and their share increased in 2019. The lack of ready-for-launch and high-quality projects at the market (especially those that are valued in a range of 5‑6 billion rubles and are attractive to large investors) is still a limitation for extra-budgetary investments’ inflow.

It remains unclear how the draft law on investment protection and promotion agreements will affect private investments in infrastructure

The state plans to mobilize private investments but the draft law on investment protection and promotion agreements after its adoption in its current version could ‘stop’ investments in infrastructure and demotivate investors to participate in projects. In fact, the document changes a significant part of the basic principles of concession and PPP laws. It will be unprofitable for investors to launch new projects, especially in the transport or social spheres.

The Ministry of Finance believes that the new law could attract up to 30 trillion rubles of investments over the next three years. No country has invested such a volume in new projects within such short span of time.

Despite a decrease in investment volume it’s too early to say that interest to the instrument has fallen

According to InfraOne Research calculations, the total volume of agreements concluded in 2019 on the concession market decreased by 44% year-over-year (312 billion rubles), and their number fell by 10% (to 67). Decrease in investment volume is attributed to a shrink in the number of projects over 50 billion rubles from three in 2018 to one last year (a bypass of Togliatti with a bridge across the Volga). But according to InfraOne Research, it doesn’t mean that interest to the instrument has fallen: the number of concessions launched in the qualified market segment (projects over 1 billion rubles) remained — 31 projects.

The updated national infrastructure projects pipeline that can be launched in the next 1‑3 years, includes 100 initiatives for 1.87 trillion rubles. But according to InfraOne Research estimates, only 16 projects with a declared investment volume of about 290 billion rubles are likely to be launched. Since the previous version of the pipeline (published in June 2019), agreements were concluded on 16 projects for 258.6 billion rubles. At the same time, many megaprojects were removed from the list not because of signing but on the contrary: their chances to be launched in the coming years decreased compared to what InfraOne Research expected previously.

Distribution of projects across federal districts and sectors

By the volume of investments in the national infrastructure projects pipeline the transport sector is in the lead with 86% of all planned investments, and the social sector with 39 initiatives leading by quantity of projects. Most of the pipeline projects are planned to be executed at the regional level (62 projects), but federal initiatives are in the lead by investments — accounting for 986 billion rubles. According to InfraOne Research estimates, they are more ready for implementation: their average score on potential for quick launch is 3.3 out of 5, while the regional’s and municipal’s are 2.2 and 3.1, respectively.

The projects planned for the near future are almost equally distributed throughout the country; the plans of each of the federal districts comprise 12‑20 projects except for the Southern Federal District where, in InfraOne Research estimate, only six projects can be launched and the North Caucasian Federal District which does not have any projects at all. The most capital-intensive as always are concentrated in the Central Federal District; 14 of its projects included in the list account for almost one-third of all investments, or 558.9 billion rubles. These projects are closer to launch: four projects scored 5 and another four projects scored 4.

Prospects for infrastructure investments growth in Russia in 2020

The first year of the May decree implementation did not impact the infrastructure market. Despite the fact that the comprehensive plan for backbone infrastructure development alone requires 3.26 trillion rubles of extrabudgetary support by 2024 this has not boosted the concession and PPP market development. Government agencies especially regional ones continue to use more familiar tool of public procurement whereas investors are still held back by the lack of welldeveloped projects.

The project launch schedule can be met if there are no significant changes in the infrastructure investment market and the legislative regulation remains stable. Experience has shown that it can take at least three to five years to adopt a new tool.



Analytics on the topic

Cоциально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, спортивных, общественных мероприятий и событий в области культуры

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, спортивных и общественных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 126 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
21.02.2020

Инвестиции в инфраструктуру

Частные инвесторы ждут ясности со стороны государства по проектам, которые планируется запустить

Расходы бюджетов всех уровней на инфраструктуру в 2019 году были на уровне 2 трлн руб. и выросли в текущих ценах почти на 200 млрд руб. По отношению к ВВП объём бюджетных вложений по итогам 2019 года вырос всего на 0,1 п. п. — до 1,8%. Слабый рост во многом связан с «размытостью» Комплексного плана и отсутствием конкретики по многим проектам.

В 2019 году государство и частные инвесторы вложили в инфраструктуру 4,9 трлн руб., это всего на 0,5% больше, чем годом ранее. Соотношение государственных и частных инвестиций в проекты сдвинулось в сторону первых.

Инвестиций по‑прежнему недостаточно для развития инфраструктуры, их большая часть идёт на поддержание имеющихся объектов. Для значительного экономического роста за счёт инфраструктуры, по оценке InfraOne Research, не хватает как минимум 6,7 трлн руб. в 2020 году, а к 2022 году эта сумма может возрасти до 7,8 трлн руб.

* Расчет инвестиций федерального бюджета в инфраструктуру за 2019 год сделан по ежемесячным отчетам Казначейства, скорректированная оценка появится в мае 2020 года. При оценке инвестиций не учитывались расходы на оборонный сектор и взносы в уставные капиталы госкомпаний. При расчете прогноза трат на инфраструктуру в 2020–2022 годах для федерального бюджета аналитики InfraOne Research брали за основу укрупненные коды видов расходов, так как в бюджете на плановый период более детальная разбивка отсутствует. Но общая цифра не отражает реальной ситуации (так как включает, например, субсидии на авиа- и железнодорожные перевозки), поэтому также учитывалась пропорция исполнения бюджета по конкретным кодам видов расходов в предыдущие годы. Так как отчетные данные Казначейства за декабрь 2019 года по состоянию на конец января 2020‑го отсутствуют, оценка инфраструктурных трат региональных бюджетов за весь 2019 год строится на среднем приросте их расходов в последний месяц за три предшествующих года. А прогноз этих расходов на 2020–2022 годы предполагает ежегодный прирост инвестиций в инфраструктуру в объеме не меньшем, чем за предшествующие три года.

** Внебюджетные вложения в инфраструктуру оценивались на основе данных о структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности: этот показатель был очищен от расходов на строительство недвижимости, инвестиций, которые делают промышленные предприятия, обрабатывающие производства, сельскохозяйственный сектор, от финансовых операций и торговли. В эту категорию вошли инвестиции госбанков и госкомпаний, частного бизнеса, инвесторов из‑за рубежа.

Крупные инвесторы готовы вкладывать средства в инфраструктурные объекты, но в настоящий момент на рынке недостаточно готовых проектов

Минимальная дополнительная потребность инфраструктуры в инвестициях на 2021 год составляет 3,4 трлн руб., а для ускоренного развития экономики требуется 7,2 трлн руб. Специалисты InfraOne Research полагают, что даже первую потребность «закрыть» в ближайшие год-два не удастся.

Потенциальный объём внебюджетных вложений за год вырос, по оценке InfraOne Research, на 7,5–12,6%. Частные игроки готовы инвестировать в инфраструктуру до 2,5–2,9 трлн руб. Однако большую часть этих средств (73%) могут обеспечить компании, связанные с государством или принадлежащие ему, причём их доля в 2019 году выросла. Ограничением для внебюджетных вложений остаётся недостаток на рынке готовых и качественных проектов, объём которых будет интересен крупным инвесторам (дороже 5‑6 млрд руб.).

Остаётся неясным, как закон касательно соглашений о защите и поощрении капиталовложений, который сейчас находится в проектной стадии, повлияет на частные вложения в инфраструктуру

Государство планирует стимулировать частные вложения, но законопроект, касающийся соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), по мнению экспертов InfraOne Research, в принятом после первого чтения виде скорее замедлит рост вложений в инфраструктуру. Де-факто документ меняет значительную часть базовых принципов концессионного и ГЧП-законодательства. Запускать новые проекты, особенно в транспортной или социальной сфере, инвесторам станет невыгодно.

В то же время в Минфине полагают, что СЗПК могут привлечь до 30 трлн руб. инвестиций в течение следующих трёх-четырёх лет. Ни одна страна не инвестировала в новые проекты в таком объёме в столь сжатый срок.

Несмотря на то, что было зафиксировано падение объёма инвестиций, говорить о том, что интерес к этому инструменту упал, преждевременно

По расчётам InfraOne Research, общий объём заключённых за 2019 год соглашений на концессионном рынке снизился по сравнению с прошлым годом на 44% (до 312 млрд руб.), а их количество упало на 10% (до 67). Падение объёма инвестиций связано с уменьшением числа проектов дороже 50 млрд руб. с трёх в 2018 году до одного в прошлом году (им стал обход Тольятти с мостом через Волгу). Но говорить, что интерес к инструменту упал, нельзя: количество запущенных концессий в квалифицированном сегменте рынка (проекты свыше 1 млрд руб.) осталось тем же — 31 проект.

В обновлённый национальный перечень перспективных проектов, которые могут быть запущены в ближайшие один-три года, вошло 100 инициатив на сумму 1,87 трлн руб. Но ближе всего к запуску, по оценке InfraOne Research, лишь 16 проектов с объёмом заявленных инвестиций около 290 млрд руб. С момента публикации предыдущей версии перечня (июнь 2019 года) до заключения соглашений дошли 16 проектов на 258,6 млрд руб. Одновременно список покинули многие мегапроекты, но не по причине подписания, а наоборот: их шансы на запуск в ближайшие годы снизились по сравнению с более ранними прогнозами InfraOne Research.

Распределение планируемых инфраструктурных проектов по сферам и федеральным округам

По объёму инвестиций в перечне перспективных проектов лидирует транспортная сфера с 86% от всех планируемых вложений, а по количеству — социальная с 39 инициативами. Большую часть проектов перечня планируется реализовать на региональном уровне (62 проекта), но по вложениям впереди федеральные инициативы (986 млрд руб.). Они же, по расчётам специалистов InfraOne Research, и более готовы к реализации: их средняя оценка — 3,3 из 5, в то время как у региональных и муниципальных — 2,2 и 3,1 соответственно.

Число проектов, запланированных к реализации в ближайшее время, в целом равномерно распределено по территории страны: в каждом из федеральных округов их насчитывается от 12 до 20. Исключение составляют Южный федеральный округ, где, по оценке InfraOne Research, могут запуститься только шесть проектов, и Северо-Кавказский федеральный округ, у которого таковых нет совсем. При этом самые капиталоёмкие, как и всегда, сконцентрированы в Центральном федеральном округе: на его 14 проектов, вошедших в перечень, требуется почти треть всех инвестиций — 558,9 млрд руб. Они же и ближе всего к запуску: четыре оценены на 5 и столько же — на 4.

Перспективы для роста объёмов инвестиций в инфраструктурные проекты в России в 2020 году

Первый год выполнения задач майского указа существенно не повлиял на рынок инфраструктуры. Несмотря на то, что один только Комплексный план развития магистральной инфраструктуры требует минимум 3,26 трлн руб. внебюджетных инвестиций до 2024 года, для рынка концессий и ГЧП это не стало катализатором. Органы власти, особенно региональные, продолжают использовать более близкий им инструмент госзакупок, а инвесторов по‑прежнему ограничивает отсутствие на рынке проработанных проектов.

Планы по запуску проектов могут быть реализованы, если существенных изменений на рынке инвестиций в инфраструктуру не произойдёт и регулирующее его законодательство останется стабильным. На освоение нового инструмента, как показывает практика, может уйти не менее трёх-пяти лет.


Аналитика на тему