A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and sporting, public, and cultural events.

The Roscongress Foundation – a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and sporting, public, and cultural events.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 126 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 69 countries worldwide.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Article
16.07.2020

ACRA Financial Stress Index: similarities and differences between the current situation and the crises of 2008–2009 and 2014–2015

In this publication, the Analytical Credit Rating Agency (ACRA) studies dynamics of its financial stress index ACRA FSI. Analysts draw parallels between the current situation and the crises of 2008–2009 and 2014–2015. They note that the impact of the current situation on the global financial market is somewhat similar to what was observed before. They point to some positive trends, namely that huge gaps in payment chains in the real economy and the high volatility of prices for key commodities have not yet led to banking sector crises. The significantly smaller increase in the asymmetry of information about the quality of assets or borrowers distinguishes the current situation from previous crises. In particular, the spread between the interbank market rates and the Bank of Russia’s liquidity provision rates, as well as the average variation of yield on stocks and bonds of financial institutions differ for the better compared to past crises.

The Roscongress Foundation presents the salient points of the publication accompanied by fragments of broadcasts of relevant panel discussions from the business programme of international events held by the Roscongress Foundation.

Compared to previous crises, the colossal crisis triggered by the COVID-19 pandemic shows both similarities and differences.

ACRA analysts note that the starts of the largest crises of the 21st century, both financial and economic, were preceded either by financial market problems (the global financial crisis), or other structural economic problems (the European debt crisis). In this regard, the 2020 crisis, which has been triggered by the COVID-19 pandemic, is unprecedented.

At the same time, the impact of the current situation on the global financial market is somewhat similar to what was observed in 2007–2009. During periods of crisis phenomena, investors generally prefer high-quality («flight to quality») and/or highly liquid («flight to liquidity») assets. Today, like during the global financial crisis, yields on sovereign bonds with high credit ratings are declining, demand for cash and hard currency is increasing, stock exchange indices are falling, and gold is appreciating. In addition, investors are discarding higher risk securities of developing economies in favor of lower risk securities of developed economies.

At this stage, the key difference between the current crisis and the global crisis of 2007–2009 is that huge gaps in payment chains in the real economy and the high volatility of prices for key commodities have not yet led to banking sector crises. An important difference is also the generally more sustainable financial standing of the global banking system due to a significant increase in capitalization and regulatory limitations that prevent banks from taking on big risks.

Banks are currently not experiencing a liquidity crisis. It is worth mentioning that governments are actively supporting citizens and companies amid quarantine conditions and production shutdowns.

Video: https://roscongress.org/sessions/makroekonomicheskaya-politika-strategiya-deystviy/search/#00:57:46.751

Due to the COVID-19 crisis, economic activity in Russia is declining while financial market instability and commodity price volatility are contributing to an increasing level of financial stress. A similar situation is unfolding in many other countries.

The current situation in Russia is very similar to what is happening in many other countries, for example, the United States: economic activity is declining while financial market instability and commodity price volatility are contributing to an increasing level of financial stress.

Динамика индексов финансового стресса для России и США.png

However, the level of financial stress in both countries is currently lower than the values recorded in 2008–2009, which is mainly due to the absence of banking crises.

The publication provides dynamics of the ACRA FSI (Financial Stress Index) calculated by ACRA on a daily basis in order to assess how close the Russian financial system is to a crisis. The index exceeded the critical mark of 2.5 points on March 9 this year. As a rule, this indicates the increased likelihood of the onset of a financial crisis (hereinafter, the moment of crossing this boundary [2.5 points] is regarded as the beginning of a financial crisis). In addition, an increase in the index is often followed by problems in the real sector of the economy.

Video: https://roscongress.org/sessions/razvilki-ekonomicheskogo-rosta-poisk-modeli-razvitiya/search/#01:13:51.871

On April 20, the ACRA FSI fell to slightly below 2.5 points. However, it is still too early to say that the situation has stabilized.

The moment a liquidity deficit in the banking sector reaches its peak usually coincides with the crisis in the country’s financial system entering the acute phase. There were 135 days between the start of the 2008–2009 crisis (when the ACRA FSI crossed the 2.5 point boundary) and the beginning of its acute phase, while in 2014, there were only 15 days between these two events. In this respect, financial stress developed a lot more rapidly in 2014–2015.

The way the 2020 crisis is currently developing is more similar to the situation that unfolded in 2008–2009. Bank borrowers’ main solvency problems may arise after the tough quarantine measures are lifted. The strengthening of major banks’ financial indicators over the past few years and the experience garnered by the Bank of Russia in responding to banking sector crises when necessary may considerably improve the liquidity situation in the banking sector compared to previous crises. Nevertheless, ACRA analysts believe that the peak of financial stress may still be yet to come.

Video: https://roscongress.org/sessions/biznes-v-poiskakh-doveriya/search/#00:15:27.743

For more information about possible ways to stabilize the economy during a pandemic, please see the StayHomeEconomy special section of the Roscongress information and analytical system, and the Financial market and Monetary policy sections about various aspects of monetary policy and financial market development opportunities.

Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 130 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 70 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Статья
16.07.2020

Индекс финансового стресса ACRA FSI: сходства и различия текущей ситуации с кризисами 2008–2009 и 2014–2015 годов

В материале представлен индекс финансового стресса ACRA FSI, рассчитываемый Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА). Эксперты проводят параллели между текущей ситуацией и кризисами 2008–2009 и 2014–2015 годов и отмечают, что влияние нынешней ситуации на мировой финансовый рынок частично схоже с тем, которое уже наблюдалось ранее. При этом авторы статьи выделяют ряд положительных тенденций, свидетельствующих о том, что огромные разрывы в цепочках платежей в реальной экономике и высокая волатильность цен на ключевые сырьевые товары пока не привели к банковским кризисам, как в предыдущие периоды. Текущую ситуацию также отличает значительно меньший рост проявлений асимметрии информации о качестве активов или заемщиков. В частности, спред между ставками межбанковского рынка и ставками предоставления ликвидности Банком России, а также разброс доходностей по акциям и облигациям финансовых институтов в среднем отличаются в лучшую сторону по сравнению с прошлыми кризисами.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, имеет колоссальный масштаб, при этом он обладает как схожими со своими предшественниками чертами, так и совершенно новыми особенностями, которые не были замечены в периоды прошлых кризисов.

По мнению экспертов АКРА, каждый предыдущий масштабный кризис XXI века, например глобальный финансовый кризис и европейский долговой кризис, начинался с определенных структурных проблем в экономике. В этом отношении кризис 2020 года, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, можно назвать беспрецедентным, поскольку основной причиной его возникновения стали внешние факторы.

В то же время влияние текущей ситуации на мировой финансовый рынок частично схоже с тем, которое наблюдалось в 2007–2009 годах. В периоды кризисных явлений инвесторы в основном отдают предпочтение высококачественным («бегство в качество») и/или высоколиквидным («бегство в ликвидность») активам. Сегодня, как и во время глобального финансового кризиса, действительно наблюдаются снижение доходности по суверенным облигациям с высоким кредитным рейтингом, увеличение спроса на наличные средства и твердые валюты, снижение фондовых индексов, рост цен на золото. Кроме того, происходит переток инвесторов из более рисковых ценных бумаг развивающихся рынков в менее рисковые ценные бумаги развитых стран.

Основное отличие текущего кризиса от глобального кризиса 2007–2009 годов заключается в том, что огромные разрывы в цепочках платежей в реальной экономике и высокая волатильность цен на ключевые сырьевые товары пока не привели к банковским кризисам. Важным отличием также является в целом более устойчивое финансовое состояние мировой банковской системы, обусловленное значительным повышением капитализации и регуляторными ограничениями, не позволяющими банкам принимать большие риски.

Эксперты АКРА отмечают, что на сегодняшний день кризиса ликвидности у банков не наблюдается, во многом благодаря активной поддержке государством бизнеса и общества.

Видео: https://roscongress.org/sessions/makroekonomicheskaya-politika-strategiya-deystviy/search/#00:57:46.751

На фоне кризиса, вызванного COVID-19, экономическая активность России снижается, а нестабильность на финансовых рынках и волатильность цен на основные сырьевые товары способствуют росту уровня финансового стресса. Аналогичная ситуация наблюдается во многих странах мира.

Снижение экономической активности, нестабильность на финансовых рынках и волатильность цен на основные сырьевые товары наблюдаются во многих других странах, например в США.

Динамика индексов финансового стресса для России и США.png

При этом уровень финансового стресса в обеих странах на текущий момент не превысил значений 2008–2009 годов, что во многом объясняется отсутствием банковских кризисов.

В данной публикации эксперты АКРА проанализировали динамику индекса финансового стресса ACRA FSI, который рассчитывается на ежедневной основе и призван оценить близость российской финансовой системы к состоянию кризиса. 9 марта текущего года индекс преодолел критическую отметку в 2,5 п. Как правило, это говорит о повышенной вероятности начала финансового кризиса (далее по тексту момент пересечения границы (2,5 п.) считается началом финансового кризиса). Кроме того, рост индекса, как показывает опыт наблюдений, часто предшествовал возникновению проблем в реальном секторе экономики.

Видео: https://roscongress.org/sessions/razvilki-ekonomicheskogo-rosta-poisk-modeli-razvitiya/search/#01:13:51.871

20 апреля значение ACRA FSI вернулось к уровню немного ниже 2,5 п., однако говорить о стабилизации ситуации пока рано.

Как правило, тот момент, когда дефицит ликвидности в банковском секторе достигает пиковых значений, совпадает с переходом кризиса финансовой системы страны в острую фазу. Так, с момента начала кризиса 2008–2009 годов до его вступления в острую фазу прошло 135 дней (начиная с момента пересечения индексом ACRA FSI границы в 2,5 п.), а в 2014-м — лишь пятнадцать. В этом отношении развитие финансового стресса в 2014–2015 годах было более стремительным.

По мнению авторов статьи, динамика кризиса 2020 года в настоящий момент больше напоминает ситуацию, сложившуюся в 2008–2009 годах. Основные проблемы с платежеспособностью банковских заемщиков могут возникнуть после снятия жестких карантинных мер. Усиление финансовых показателей крупнейших банков страны за последние несколько лет и накопленный Банком России опыт кризисного регулирования банковского сектора при необходимости могут существенно улучшить ситуацию с ликвидностью банковского сектора по сравнению с предыдущими кризисами. Тем не менее эксперты АКРА полагают, что пик финансового стресса может быть еще впереди.

Видео: https://roscongress.org/sessions/biznes-v-poiskakh-doveriya/search/#00:15:27.743

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Финансовый рынок и Денежно-кредитная политика, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также особенностям денежно-кредитной политики и возможностям для развития финансовых рынков.


Аналитика на тему