Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 173 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 78 странах мира, со 179 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Экспертное мнение
27.07.2022

Этно-поселение «Хольмгард» - мир цивилизованного человеческого единения

Автор: Сологубова Галина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервисной и конгрессно-выставочной деятельности Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Ретроспектива VIII–IX вв.

Накануне образования больших государств славянские племена занимают уже половину Европейского континента: на севере они населяют области, примыкающие к современному Новгороду, на востоке — Поволжье; на западе они дошли до нынешних Киля, Бамберга и Линца, а на юге — до Крита. Южные славяне дадут впоследствии югославов и болгар, западные славяне — поляков, чехов и словаков. Славяне, жившие на берегах Балтики и в бассейне Эльбы, постепенно ассимилируются германскими народами, а из восточнославянских племен образуются три славянских народа: русские, украинцы и белорусы [5].

Восточные славяне строят в Приильменье цепочку укрепленных поселений, называемых местными жителями городами. А варяги (скандинавы) в этот период времени устанавливают прямые связи с Хазарским каганатом (столица которого Итиль расположена вблизи дельты Волги) и используют речной путь Волхов-Ильмень-Мета-Волга, а также важнейшие торговые пути рубежа первого и второго тысячелетий: водную магистраль Западная Двина — Днепр — Ока — Волга, часть пути «из варяг в греки» Волхов — Ловать — Днепр и волжско-каспийский путь [1,5].

В этот период скандинавы (эпоха викингов кон.ѴIII — вт.пол.XIв.), переправившись через Балтийское море, продвигались от побережья вглубь территории по течению (или против течения) рек, устремляясь к «восточному серебру и пушнине» (Noonan, 1986). На первом этапе знакомства с Русью скандинавы стали называть страну: Garðar «Города» (т. е. «Укрепления»). По мере формирования в XI–XII вв. в скандинавской письменности модели X-ríki для обозначения государственных образований, сложился композит Garðaríki (Гардарики), зафиксированный в списках сводов королевских саг первой трети XIII в. [3].

Хорошо известный в многочисленных скандинавских источниках Austrverg (Восточный путь, от austr — восток и verg — путь) включал три города в следующей последовательности: Hólmgarðr (Хольмгард), Koenugarðr (Киев) и Miklagarðr (Константинополь) [1]. Владимира Святославича и Ярослава Владимировича скандинавские источники называют конунгами Хольмгарда [1,5]. Более ста раз в рунических надписях, хрониках, исландских сагах, норвежских гомилиариях и житиях святых, в исландских географических сочинениях и анналах встречается Hólmgarðr — город на острове или на холме, столица с портом, княжим дворцом и международным торгом, куда заходили византийские торговцы, а морской путь к нему проходил мимо о. Сааремаа в Рижском заливе, местные купцы торговали по всей Балтике и за ее пределами [3]. Хольмгардафари (от fari — путешественники), которые заходили на Фарерские острова и в Исландию составляли отдельную категорию купцов, торгующих с Хольмгардом [1].

Загадка для современников

Хронология событий указывает на то, что южнее Рижского залива первые скандинавские поселения и фактории в этом регионе функционировали ок. 650–850 гг., именно они сформировали Austrverg (Восточный путь), по которому с VIII в. путешествия викингов становятся «обычным делом» [1,5]. Но уже в 977–980 гг. Хольмгард был столицей конунга Владимира Святославича. Название Хольмгард встречается в скандинавских источниках более сотни раз и больше половины упоминаний относятся к периоду до сер. ХІ в., то есть до появления Новгорода на Волхове, с которым часто ассоциируют Хольмгард [2]. Другими словами, версия постройки в окрестностях Хольмгарда детинца «нового города» в ІХ—Х в.в. не нашла подтверждения в археологическом материале [1]. Где же находился этот таинственный Хольмгард? Ответ не найден.

Поселение с одноимённым названием «Хольмгард» стало уникальным проектом, в котором воплотилась идея поиска исторического дискурса в атмосфере гармонии с местом. Гений места подтверждается историчностью выбора места (genius loci), известного древним добрым духом, связывающим интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой [6]. 9 июля 2022 года состоялось открытие этой интереснейшей реконструкторской площадки нового этно-парка «Легенды Севера», поселение «Хольмгард». Деревянные укрепления, сторожевые башни, ремесленные мастерские, ристалище (от старорусского «ристать» — двигаться, бегать, ездить) — место для состязаний и многие другие особенности жизни людей на рубеже первого и второго тысячелетия позволяют посетителям этно-парка окунуться в атмосферу, воссозданную по описаниям в сагах — литературных источниках XII–XIV вв., хотя отдельные сказания или сюжеты, на основе которых они возникли, существовали и раньше в устной традиции. Саги как жанр (и это признано всеми исследователями) отличает «объективность» [2]. Художественные особенности данного вида источников обусловили необходимость рассматривать сохранившиеся в них свидетельства по истории нашей страны в широком контексте всего произведения, используя методы сопоставления, сравнения и аналогии. Прочность отнесенности сюжета к реальному историческому времени обеспечивается в сагах упоминаниями людей, которые были звеньями в генеалогических цепочках, ведущих в конечном счете в реальное настоящее; привязанностью описываемых событий к конкретным географическим местностям, соответствующим представлениям скандинавов о «Круге земном»; связностью событий с важными историческими рубежами — принятием христианства, царствованием того или иного короля, возникновением нового города, распределением владений между молодыми конунгами (князьями) и др.

Поселение «Хольмгард» и его собирательный образ увлекают нас в путешествие во времени и в пространстве, позволяет широкому кругу людей переосмыслить современные представления о геополитике и международной торговле, задуматься о ценностях современной жизни в сравнении с ценностями людей, живших тысячу лет назад, погрузиться в особенности их быта и их отношения к таким сущностям как здоровье, красота, труд, любовь, вера. Вот, например, путешествие в средние века в Скандинавии было неизбежным (sine qua non) условием жизни, главной ее составляющей, о чём красноречиво свидетельствует исландская поговорка: Heimskt er hei-maalið barn («Глупо дитя, дома возросшее»).

Предельно уважительное отношение к путешествию продиктовано его функциональной способностью приводить путешественника не к месту, а к человеку, к встрече, к разговору, к обмену новостями, которые, с одной стороны, воспринимаются как событие, достойное упоминания, а с другой — оказываются стимулом или поводом к дальнейшим действиям, новым событиям и новым путешествиям. Именно в рассказах о путешествиях вырисовывается этнополитическая карта всего обитаемого мира (Восточной Европы в частности).

Путешествие в «Хольмгард» — это путешествие во времени, которое позволяет сравнить жизнь двух разных эпох, разделённых тысячелетней историей человеческой цивилизации, это возможность верификации исторических предпосылок и гипотез с помощью других данных. Безусловно, такое путешествие во времени все равно всегда только иллюзия: человек остается в своём времени, и время остается для него тем же. Удивительно тонкая настройка состояния присутствия и наблюдения, отчасти сродни медитации, позволяет открывать в себе и в окружающем мире высокие вибрации Вселенной. Как полюбить не путешествуя?

Современная система общественных ценностей безусловно воспринимает путешествие как элемент туризма (философии о способе и ценности, индустрии, педагогического средства, герменевтической функции, рекреационной территории и др.). Туризм актуален, многогранен, популярен, полезен. Путешествие в «Хольмгард» открывает такое достоинство туризма, как возможность познания через истолкование, собственную интерпретацию событий, ценностей культуры своей и другого. Человек, который познает, не только слушает рассказы и наблюдает, но и лично расшифровывает содержание памятников истории, объектов архитектуры, «произведений природы», сам осваивает их, делает своим (происходит присвоение через познание) [4]. Человек, путешественник, турист ощущает себя причастным к созданию ноосферы — мира цивилизованного человеческого единения.

Список использованной литературы

1. Войтович Л.В. Хольмгард Новгород: загадки истории Руси х первой половины XI века. С. 7-18 / Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2015, Т. 25, вып. 1 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/holmgard-novgorod-zagadki-istorii-rusi-h-pervoy-poloviny-hi-veka (дата обращения 12.07.2022)
2. Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси: тексты, перевод, комментарий. Научное издание. Ответственный редактор В.Л. Янин. Москва: Издательство «Ладомир», 1996. — Серия «Древнейшие источники по истории Восточной Европы»/ Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2012// URL: https://norse.ulver.com/articles/glazyrina/viks.html (дата обращения 15.07.2022)
3. Джаксон Т.Н. «Страна городов» и ее столица: Новгород в картине мира средневековых скандинавов. С.170-179 / Slověne International Journal of Slavic Studies. 2015, № 1 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strana-gorodov-i-ee-stolitsa-novgorod-v-kartine-mira-srednevekovyh... (дата обращения 12.07.2022)
4. Сологубова Г.С. Организационные механизмы хозяйственной деятельности в туризме. Монография. СПб. : СПбГИЭУ, 2010. — 222 с. ISBN: 978-5-9978-0006-2
5. Франсис Конт Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Переводчик Богданов Ярослав. М.: Международные отношения, 1994. — 103с. ISBN: 5-7133-0736-0
6. Sologubova, Galina Sergeevna Resource of Genius Loci in Tourism / Dynamics in Logistics/ 2016. DOI: 10.1007/978-3-319-23512-7_71
Аналитика на тему