A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and sporting, public, and cultural events.

The Roscongress Foundation – a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and sporting, public, and cultural events.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 126 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 69 countries worldwide.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
10.03.2020

Economic health of Russia’s regions: positive outlook

The Roscongress Foundation and Expert Rating Agency are set to publish a report titled ‘Economic health of Russia’s regions: positive outlook.’ The report uses integral estimates to evaluate current and future economic development of Russian regions in 2019. The project is carried out as part of the cooperation between the Roscongress Foundation and Expert RA.

Economic health of Russian regions in 2019. Leading regions

According to Expert RA, the reasons for a better economic health in 2019 were lower inflation and interest rates, a moderate growth in local salaries, lower debt servicing costs, and a high activity in the construction sector.

The leading regions are those with rich amounts of natural resources, a developed manufacturing sector, and an «institutional rent» (their status as a capital). Currently, the economic health index is classified as «high» in eight regions.

Upward trend in low-performing regions

The low-performing regions are mostly characterized by small amounts or a lack of natural resources, undeveloped corporate sector, and a dependence of the local economy on government funding. Currently, the economic health is classified as «below average» or «low» in 35 regions.

Nevertheless, these regions can still demonstrate considerable improvement if given a slight impetus or due to the low base effect. Moreover, the growth will be much more noticeable here because of the low starting position. In the absence of either strong momentum or severe economic shocks, however, the growth in the majority of regions (59 regions) was moderately positive in 2019. The regions with the lowest economic health experience high unemployment, low purchasing power of the population, and high debt load. They won’t be able to accelerate without federal support. The support is likely to come through national projects, in particular through the implementation of the national goal of fighting poverty. This is why first results can be expected as soon as at the end of 2020.

Economic health of the population

Economic health of the population is improving due to low inflation and a moderate growth in salaries. People’s welfare is rising because of higher amounts of available cash which lets the people buy extra products and services besides providing for their basic needs. In low-performing regions, barriers to growth include high consumer price index, high unemployment, and low purchasing power of per capita income.

Conversely, the leading regions have high purchasing power of per capita income. This lets people in these regions buy about three consumer baskets of products and services at typical local prices. Most leading regions also have a low consumer price index and low inflation.

The low-performing regions are characterized by a low purchasing power of per capita income and low indicators of retail trade. Also, they see a decrease in the volume of fee-based services provided to the public. Other indicators demonstrate a variety of trends. Real wages decreased in 11 regions out of 85, retail trade turnover dropped in 9 regions, while the volume of fee-based services decreased in 44 regions.

Economic health of regional businesses

Concerning the economic health of regional businesses, the leading regions demonstrate intensive investment, high efficiency of local companies, and a relatively developed SME sector. The high-performing regions also show a high level of new housing supply, which indicates high effective demand (including residents of adjacent regions) and the availability of the required infrastructure (in construction, finance, and the power industry).

The experts note that an additional reason for the high relative amounts of investments, profits tax revenues, and SME taxes in some of the leading regions is their small population.

The regions with the lowest economic health of businesses are characterized by low investment intensity and low effectiveness of local businesses, which results in small relative amounts of profits tax and lump-sum taxes.

Economic health of regional consolidated budgets

Economic health of regional consolidated budgets has shown a positive trend for the second year in a row. The tax base is growing, despite the deceleration, while debt servicing costs are shrinking. Regions took advantage of the period of decreasing interest rates to further diversify their loan portfolio.

Regions will be able to maintain their economic health at the current level if interest rates are fixed through issuance of long-term bonds, the current growth rate of tax revenues stays unchanged, and money is spent in an efficient way to both meet social needs and finance national projects.

Current economic health of Russian regions in 2019

An integrated economic health index indicates a positive trend both across time (chiefly retrospectively) and space (interregionally). Despite the remaining regional differences in the economic development and living standards, the proportion of high-performing regions to low-performing regions has increased compared to the previous year.

Notably, the top ten regions have remained practically unchanged with minor adjustments only. It’s also worth mentioning that the upward trend in economic health indicators continues for the second year in a row. Importantly, the trend is observed in low-performing regions too. Compared to the previous year, another two groups of regions — those with a moderately high and a moderately low economic health — have formed.

Key conclusions from the report are available in the videо.

Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 129 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
10.03.2020

Экономическое здоровье российских регионов: прогноз позитивный

Фонд Росконгресс и рейтинговое агентство «Эксперт РА» представляют исследование «Экономическое здоровье российских регионов: прогноз позитивный», в котором с помощью интегральной оценки рассмотрены текущий уровень и динамика экономического развития российских регионов в 2019 году. Проект реализуется в рамках экспертно-аналитического сотрудничества Фонда Росконгресс и «Эксперт РА».

Лидеры рейтинга экономического здоровья регионов России 2019 году

Специалисты «Эксперт РА» отмечают, что замедление инфляции, снижение ставок по кредитам, умеренный рост зарплат населения, уменьшение расходов на обслуживание долга и активность строительного сектора позволили регионам в 2019 году улучшить состояние своего экономического здоровья.

Среди лидеров — регионы, богатые сырьём, имеющие развитый обрабатывающий сектор и институциональную ренту (столичный статус). У восьми регионов текущий уровень развития оценивается как высокий.

Положительная динамика в регионах с низким экономическим здоровьем

Отстающие регионы характеризуются отсутствием либо незначительными объёмами сырья, зачаточным состоянием корпоративного сектора и зависимостью региональной экономики от бюджетного финансирования. Текущий уровень развития 35 регионов оценивается от ниже среднего до низкого.

Тем не менее такие регионы могут показывать заметную положительную динамику благодаря небольшому импульсу и эффекту низкой базы, причём их рост будет более заметен за счёт невысоких стартовых позиций. По результатам 2019 года в отсутствие сильных импульсов к росту и шоковых событий экономика регионов продемонстрировала преимущественно умеренно позитивную динамику (59 регионов).

Наименее экономически здоровые регионы страдают от высокой безработицы, низкой покупательной способности и закредитованности бюджета и не смогут ускориться без федеральной поддержки. Проводником этой поддержки станет реализация нацпроектов и, в частности, заявленная президентом России национальная цель по борьбе с бедностью. Поэтому первых результатов можно ждать уже по итогам 2020 года.

Экономическое здоровье населения

Экономическое здоровье населения в регионах растёт благодаря низкой инфляции и умеренному росту зарплат. На рост благосостояния влияет увеличение количества свободных денег, благодаря чему население может приобретать товары и услуги сверх необходимых потребностей. В отстающих регионах барьерами выступают высокий индекс потребительских цен и уровень безработицы, низкая покупательная способность среднедушевых денежных доходов.

Регионам-лидерам по показателю экономического здоровья населения присуща повышенная покупательная способность среднедушевых доходов. Это позволяет жителям таких регионов приобрести около трёх фиксированных наборов потребительских товаров и услуг по характерным для данной территории ценам. В большинстве лидирующих регионов низкий уровень индекса потребительских цен и низкий уровень безработицы.

Регионы-аутсайдеры характеризуются низкой покупательной способностью среднедушевых доходов населения и низкими показателями розничной торговли. Помимо этого, они демонстрируют снижение объёма платных услуг населению. Реальные денежные доходы снизились в 11 регионах из 85, оборот розничной торговли упал в 9 регионах, а объём платных услуг сократился в 44.

Экономическое здоровье регионального бизнеса

С точки зрения текущего уровня экономического здоровья регионального бизнеса лидирующие позиции занимают регионы с высокой интенсивностью инвестиционных процессов и эффективностью компаний, а также относительно развитым малым бизнесом. В ведущих регионах также наблюдается высокий уровень ввода жилья, что свидетельствует о наличии платёжеспособного спроса (в том числе с привлечением жителей соседних регионов), соответствующей инфраструктуры (строительной, энергетической, финансовой) и так далее.

Кроме этого, указывают специалисты «Эксперт РА», в ряде ведущих регионов одной из причин достаточно высоких удельных показателей инвестиций, поступлений по налогу на прибыль и налогов от малого бизнеса является небольшая численность населения.

Регионы-аутсайдеры по оценке текущего уровня экономического здоровья регионального бизнеса характеризуются низкой интенсивностью инвестиционных процессов и низкой эффективностью регионального бизнеса, что приводит к небольшим удельным поступлениям по налогу на прибыль и налогам на совокупный доход.

Экономическое здоровье консолидированного бюджета регионов

Экономическое здоровье консолидированного бюджета второй год подряд демонстрирует позитивный тренд — наращивается налоговая база, несмотря на замедление темпов роста, и сокращаются расходы на обслуживание долга. Регионы воспользовались циклом снижения ставок и улучшили диверсификацию кредитного портфеля.

Поддержке экономического здоровья будут способствовать фиксация ставок через выпуск «длинных» облигаций, сохранение темпов роста налоговых доходов и эффективное расходование средств как на обеспечение социальных расходов, так и на реализацию национальных проектов.

Текущее состояние экономического здоровья регионов России по оценкам 2019 года

Интегральная оценка позволяет говорить о позитивном тренде в оценке экономического здоровья регионов во временном (преимущественно ретроспективном) и в пространственном (межтерриториальном) аспектах: соотношение лидирующих и отстающих регионов по сравнению с прошлым годом улучшилось, несмотря на сохраняющуюся высокую степень дифференциации по экономическому развитию и уровню жизни.

Примечательно, что первая десятка регионов-лидеров осталась почти без изменений, но с точечными переменами мест. Также стоит отметить сохраняющуюся второй год подряд положительную динамику показателей. Важным моментом является то, что позитивный тренд продолжается не только у регионов-лидеров, но и у отстающих регионов. В сравнении с прошлым годом дополнительно выделяются регионы с умеренно высоким и умеренно низким уровнями экономического здоровья.

Основные результаты исследования доступны в видео.

Аналитика на тему