non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Article
03.06.2019

Money from trash

Global experiences would suggest that it’s normal not to thinkmabout trash. This approach to waste is present even in the most industrially developed countries. The alternative — the thorough sorting of waste by material, the removal of, for example, labels and corks from bottles, etc. — is currently a rarity and is likely an exception to the rule, practiced by maybe a dozen countries around the globe. But the world continues to change. China has also joined the environmental fight, having for several decades now accepted almost half of the world’s waste for recycling. Meanwhile, in March, the European Union passed a law banning the manufacture and use of single-use plastic items such as plates, cutlery, straws, and cotton buds. In a word, the process has begun. How involved is Russia in this global trend?

In the landfill of history

There is a hill in southwest Rome. The city’s ninth, if you count the seven historical hills plus the Vatican. But this hill is unique because it is artificial. It was made from the remains of broken clay vessels called amphorae back during the days of the Roman Empire. It even has its own name, the Testaccio. To archaeologists and historians, this is a significant place, but to the people of ancient Rome, it was a trash heap and far from a prestigious residential location. But thousands of years ago, the problem was not as pressing as it is today. At the very least because the volumes of post-consumer materials are simply incomparable.

Russia produces five billion tonnes of trash a year — a figure that includes both industrial and municipal solid waste. However, for a long time, these billions of tonnes of trash remained outside of executives’ field of vision, despite the Testaccio analogues rising up along the Moscow Ring Road and the horrible clouds of stench coming from the municipal solid waste facilities that would sometimes envelop nearby cities. In modern Russia, you don’t need to remember that trash exists, you have the opposite problem. What was forgotten were the established practices from the country’s Soviet past, such as the collection of paper and metal recyclables. From the mid‑1990s, Russia didn’t recycle its own paper, sending it instead to Europe.

Experts estimate the size of Russia’s waste recycling market at 100–120 billion roubles annually. At the same time, to develop further, this industry needs far larger investments in the construction of processing plants, facilities, and sorting centres. Early estimates place that figure at approximately 350 billion roubles. The cost-effectiveness of this type of business isn’t too bad — somewhere from 50 to 70%, though the investment is recouped slowly, over a period of no less than 10 years.

Currently the most interest is being shown in the collection and processing of ferrous and nonferrous metals and waste, high-grade waste paper, clean textile waste, and some polymer and metallurgical waste. And as soon as authorities acknowledged that there was a problem and promised to help, businesses started to act...

Take, for example, Daria Alekseeva. A few years ago, this young Muscovite came up with a way to make old clothes useful again. She founded a textile recycling company, which she then turned into a charitable foundation. Today, Vtoroe Dyhanie (Second Breath) accepts, sorts, processes, and sells old clothing and new items made from some of the accepted waste.

«The processed textiles can be used for different purposes, because they differ by composition and characteristics. For example, hygroscopic materials can be made into cleaning rags that are then sold to printing companies and other manufacturers. Synthetic fibres are not readily absorbent, so they can be broken down and made into regenerated fibre, a product that looks like a multi-coloured wool. This raw material can then be used as a filler for soft furniture,» said Daria.

Or take Plastica CEO Roman Sebekin, who got involved in the production of building materials from plastic waste (polystyrene) by chance: «After a long series of experiments I created a block made of polystyrene concrete and saw that it cost 50% less than products made of raw materials, while not compromising in quality.» Though, according to Sebekin, Russia may be facing a new issue in the near future. «As the ‘trash reform’ takes hold, regional operations will lose interest in and find it unprofitable to collect and sort secondary waste. After all, that would mean spending more time and money! Which means that, sooner or later, a single company will form, either as part of a regional operation or independently, which will be responsible for collecting and processing secondary waste. And sooner or later this monopoly will start to set their own terms,» predicts Sebekin.

Businessman Roman Sebekin invented a way to turn plastic waste into comfortable homes

The order has been issued

Businesses’ interest in harnessing the country’s secondary waste processing potential is just a third of the picture. The other two factors crucial to success are political executive will and the public’s readiness to change their approach to waste sorting.

The will has made itself known. «Yes, we have probably neglected the waste disposal problems [...] we have never paid attention to them. Many landfills are overfilled [...] turn[ing] into real mountains of garbage near residential areas. I urge the representatives of the authorities at all levels: pretending that nothing is happening, turning away, brushing aside people’s needs is absolutely unacceptable,» announced President Vladimir Putin in his address to the Federal Assembly in February 2019. «This year, the regions began adopting a new system of solid municipal waste management. However, if the only change is a rise in rubbish clearance prices — well, this is not real work; it is a sham,» said the head of state. He added that in the near future, the country needed to eliminate shady garbage companies and close 30 of the largest problem landfills within city boundaries.

The reform was launched on 1 January 2019 and affected almost all Russians (with the exclusion of those living in federal cities): the garbage collecting fee was moved from the ‘housing maintenance and renovation’ section of the utilities bill to a line of its own. Moreover, this payment is no longer calculated by a property’s square footage, but by its number of registered residents.

The approach to waste in Russia is changing globally, but gradually. Over the past two years, regions have already begun independently selecting companies on a competitive basis to be responsible for the collection and recycling of waste in the next 10 years. Now they must also shut down illegal dumps and organize segregated waste collection points. This reform should encourage society to create an entire industry, facilities, and thousands of jobs.

By 2030, municipal solid waste recycling in Russia must grow by almost tenfold: from today’s 9% to 80%. At the very least, this figure is part of the Strategy for Development of the Industry for Sorting, Recycling and Treatment of Waste for the period up to 2030. The plans also include the construction of 220 waste management plants over the next 11 years.

A ‘Russian Ecological Operator’ has been created as part of the Ministry of Natural Resources and Environment. It has been tasked with standardizing the reform process. According to Dmitry Mironov, coordinator of the All-Russia
People’s Front’s Generalnaya Uborka (General Clean-up) environmental project, this organization must help support and back regional specialists.

«Currently regions have neither the intellectual competencies nor the specialists to organize this industry and system the way it needs to be organized. These competencies can only be found on the federal level. Each region needs to develop its own team. A public company will need to monitor reforms, what’s going on with the organization of infrastructure for segregated waste collection, and any current problems. It will make sure that rates are set and calculated properly,» explained an expert.

It is expected that the company will develop a unified municipal solid waste management plan in the near future. It will include data on current capacities, storage locations, transport routes, and plans to create new facilities.

Garbage barge

But all of these grand plans can shatter the face of today’s realities. They are as follows: on the one hand, the population has yet to acknowledge the importance of their involvement in the waste management process, on the other hand, the recently developed shadow sector of the economy is unwilling to get involved in solving the waste problem. This has nothing to do with a lack of understanding or a desire to oppose the government’s actions — it’s purely the result of habit and a lack of resources. Russia has plenty of enterprises that have never paid for waste collection, preferring to burn it or bury it in the woods. No one knows how many such businesses exist in the country. There is no data. Therein lies the problem for companies ready to get involved in the collection and processing of waste: they have no way to calculate how many containers are needed in any given area. They always end up with fewer than necessary. Meanwhile, an accurate estimate is crucial to making sure that municipal solid waste collection payments remain stable from month to month.

Organizing measures to increase waste literacy among the public is an even more complex problem. The USA hasn’t even managed to address this issue fully, and they’ve been grappling with this issue since the late 1980s!

American trash reform was precipitated by a New York State barge carrying 3,000 tonnes of garbage, which could not offload its cargo in any of the nine US ports it visited. It was eventually forced to return to America’s financial capital and process (burn) the garbage there. The story of the garbage barge caused a media scandal, authorities noticed the problem, passed legislation, and even allocated funds towards campaigns to encourage the public to recycle. Americans now had the opportunity to sort their trash and separate away recyclable materials such as plastic bottles, aluminium cans, other metals, glass, etc. But in the mid-1990s, the American researcher Stevenson Svensson showed that this policy was ineffective: Americans continued to, without a care, consume tonnes of food and mountains of paper. Afterwards, this paper and packaging would often make its way to landfills, where it was mixed in with the rest of the waste. Today, the situation is far better, but it is still far from Japanese or Swedish levels of waste consciousness. It’s unclear how many years this process will take for Russia. But Russians will have to learn a new, complex science. The alternative is too unattractive.
Analytics on the topic

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Статья
03.06.2019
Деньги из мусора
Как показывает мировой опыт, не задумываться о мусоре — норма. Такое отношение к проблеме зафиксировано и в самых индустриально развитых странах. Иное — тщательная сортировка мусора по видам бытовых отходов, очистка, например, бутылок от этикеток и пробок и тому подобное — пока еще встречается нечасто и, скорее, является исключением из правил, похвастаться которым может десяток государств на планете. Но мир стремительно меняется. Объединенная Европа в конце марта законодательно закрепила запрет на производство и использование пластиковой посуды, приборов, соломинок и ватных палочек. Словом, процесс пошел. В какой мере Россия оказывается в общемировом тренде?

На свалке истории

На юго-западе Рима есть холм. Девятый по счету, если считать исторические семь плюс Ватикан. Особенность этого холма в том, что он искусственного происхождения и состоит из черепков и остатков амфор времен Империи. У него даже есть собственное название — Тестаччо. Для археологов и историков — значимое место, а вот для жителей Древнего Рима — помойка, жить рядом с которой было не слишком-то престижно. Но тысячелетия назад проблема не стояла так остро, как сегодня. Хотя бы потому, что объемы вторсырья были несопоставимы.

Россия ежегодно производит 5 млрд тонн мусора — это и промышленные, и твердые бытовые отходы (ТБО). Но эти миллиарды длительное время не мозолили начальственное око, несмотря на выросшие вдоль МКАДа российские аналоги Тестаччо и на жуткие запахи с полигонов ТБО, накрывавшие время от времени близлежащие города. В современной России о мусоре не принято было даже вспоминать — не та проблема. Забытыми оказались даже такие наработанные практики советского прошлого, как сбор макулатуры и металлолома. В России с середины 1990-х макулатуру не перерабатывали, а отправляли в Европу.

Эксперты оценивают годовой объем рынка переработки мусора в России в 100–120 млрд рублей. При этом для развития отрасли потребуются куда более масштабные инвестиции на строительство заводов, полигонов, сортировочных центров. По приблизительным пока подсчетам, около 350 млрд рублей. Но рентабельность этого вида бизнеса неплохая — от 50 до 70%, правда, окупаемость небыстрая — не менее 10 лет.

Наибольший интерес сегодня к сбору и переработке лома и отходов черных и цветных металлов, высокосортным маркам макулатуры, чистым текстильным отходам, а также к части полимерных и металлургических. И стоило власти признать наличие проблемы и пообещать помощь, как бизнес взялся за дело...

Например, Дарья Алексеева. Несколько лет назад молодая москвичка придумала, как старую одежду снова заставить работать. Девушка основала компанию по переработке текстиля, которую затем превратила в благотворительный фонд. Сегодня «Второе дыхание» принимает, сортирует, перерабатывает и продает старую одежду и то новое, что из нее производит.

«Продукты переработки текстиля служат разным целям, поэтому они отличаются по составу и свойству. Например, из гигроскопичных материалов делают обтирочную ветошь, которую закупают типографии и другие производства. Синтетические ткани плохо впитывают, поэтому их можно измельчать и делать из них регенерированное волокно — продукт, похожий на вату разных цветов. Это сырье используется для набивки мягкой мебели», — рассказала Дарья.

Или глава ООО «Пластика» Роман Себекин признался, что переключился на производство стройматериалов из пластиковых отходов (пенопласта) исключительно по воле случая: «После долгих экспериментов я создал полистиролбетонный блок и увидел, что он стоит на 50% дешевле, чем материалы из первичного сырья, при этом по качеству им не уступает». Правда, по его словам, Россию может ожидать проблема в самом недалеком будущем. «По мере продвижения „мусорной реформы“ региональным операторам станет неинтересно и невыгодно заниматься раздельным сбором и сортировкой вторичных отходов. Ведь это дополнительные затраты и время! Значит, рано или поздно возникнет единая компания — либо в составе регионального оператора, либо сама по себе, — которая и будет заниматься раздельным сбором вторичных ресурсов. И такой монополист рано или поздно начнет диктовать свои условия», — прогнозирует Себекин.

Бизнесмен Роман Себекин придумал, как превращать пластиковые отходы в комфортабельные дома

Дан приказ

Заинтересованность бизнеса в налаживании процесса переработки вторсырья в стране — это даже не половина, а только треть возможного успеха. Две другие составляющие — политическая воля власти и готовность населения поменять привычное отношение к процессу сортировки мусора.

Воля вроде как проявлена. «Мусорными проблемами не занимались никогда. Многие полигоны переполнены, превратились в горы хлама вблизи жилых кварталов. Обращаюсь к представителям власти всех уровней: делать вид, что ничего не происходит, абсолютно недопустимо», — заявил Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию в феврале 2019 года.

«С этого года регионы начали переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Но если все сведется к росту платы за вывоз мусора — это не работа, а профанация», — констатировал глава государства. Добавив, что в ближайшее время необходимо избавиться от «мусорных контор» и ликвидировать 30 крупнейших свалок, находящихся в черте городов.

Реформа стартовала 1 января 2019 года и коснулась почти всех россиян (за исключением жителей городов федерального значения): тариф за вывоз мусора из строки «содержание и ремонт жилья» в квитанции за ЖКУ переместился в отдельную графу. А плата отныне рассчитывается не по метражу квартиры, а исходя из количества прописанных в ней жильцов.

Обращение с отходами в России меняется глобально, но постепенно. Регионы уже два года сами, на конкурсной основе, выбирают компании, которые в ближайшие десять лет будут контролировать процесс сбора
мусора и его утилизацию. Теперь же им предстоит заняться ликвидацией незаконных свалок и организацией пунктов по раздельному сбору отходов. Реформа должна подтолкнуть общество к созданию целой отрасли с производствами и тысячами рабочих мест.

Уже к 2030 году уровень утилизации ТКО в России должен вырасти почти в десять раз: с нынешних 9 до 80%. По крайней мере, такой показатель фигурирует в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. В планах и строительство в ближайшие 11 лет 220 производственно-технических комплексов.

Чтобы стандартизировать сам процесс реформирования, в стране появился «Российский экологический оператор», подконтрольный Минприроды. Он должен стать поддержкой и опорой региональным специалистам, считает координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов.
«Пока регионы не обладают ни интеллектуальными компетенциями, ни специалистами, которые могли бы выстраивать отрасль и систему так, как это делать нужно. Подобные компетенции можно собрать только на федеральном уровне. В каждом регионе должны появиться свои команды. Публично-правовая компания будет отслеживать ход реформ, как обстоят дела с организацией инфраструктуры раздельного сбора отходов, какие существуют проблемы. Она будет следить за тем, чтобы тарифы были правильно подсчитаны», — рассказал нам эксперт.

Предполагается, что в ближайшее время компания разработает единую схему размещения ТКО. Она будет включать данные о мощностях, местах хранения, маршрутах транспортировки, а также планы по созданию новых объектов.

Мусорная баржа

Но все это великолепие планов может разбиться о реалии сегодняшнего дня. А они таковы: с одной стороны — население, еще не осознавшее важности собственного подключения к процессу, с другой — выросший за последние годы «теневой сектор» экономики, не желающий подключаться к решению мусорной проблемы. И вовсе не по причине непонимания или желания противостоять действиям властей, а исключительно из-за отсутствия средств и привычки. В России сегодня немало предприятий, которые отродясь не платили за вывоз мусора, предпочитая его или сжигать, или закапывать в лесах. Сколько такого рода бизнеса в целом по стране, не знает никто. Учета нет. Отсюда и проблемы у компаний, готовых заниматься сбором и переработкой отходов: они не могут подсчитать, сколько необходимо в той или иной местности контейнеров. Их всегда оказывается меньше, чем нужно. А точный расчет — это залог того, что цифры в платежках за вывоз ТБО не будут меняться из месяца в месяц.

Организация процесса повышения «мусорной грамотности» населения — задача еще куда более сложная. Ее не освоили в полной мере даже власти США. А они занимаются этой проблемой с конца 1980-х!

Как известно, начало американской мусорной реформе положила... баржа из штата Нью-Йорк с тремя тысячами тонн мусора на борту, которую не принял к разгрузке ни один из девяти портов США, которые она обошла, — пришлось вернуться в финансовую столицу Америки и там утилизировать (сжечь) весь груз. История «мусорной» баржи вызвала скандал в прессе, власти заметили проблему, приняли законы и даже выделили средства на агитацию населения в поддержку переработки. Гражданам США предлагалось отбирать из общей массы выбрасываемого ими мусора то, что годится для переработки: пластиковые бутылки, алюминиевые банки, прочий металл, стекло и так далее. Но еще в середине 1990-х американский исследователь Стивенсон Свенсон констатировал неэффективность всей этой политики: американцы по-прежнему приобретали, не думая о последствиях, тонны еды и горы бумаги, которые затем оказывались на свалках частенько в перемешанном виде. Сегодня дела там обстоят намного лучше, но все еще далеки от уровня японской или шведской сознательности. Сколько лет потребуется на это России, сказать не может никто. Но осваивать непростую науку россиянам придется. Альтернатива этому слишком уж непривлекательна.
Аналитика на тему