Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

7 июня 2022

Вклад в искусство

Продажи предметов искусства в мире в 2021–2022 годах восстанавливаются после обвала в 2020-м. Из-за пандемии ускорилась цифровизация этого весьма консервативного сектора, и уже 33% рынка занимают интернет-покупки. Коллекционеру-инвестору необязательно отличать Мане от Моне, но можно выгодно пополнить портфель парочкой Ван Гогов. Правда, из-за событий на Украине российские коллекционеры оказались отрезанными от ведущих мировых аукционов. Но не все и не ото всех.

Из-за пандемии мировые продажи предметов искусства в 2020 году упали на 22% по сравнению с 2019-м и составили $50,1 млрд, свидетельствуют данные ежегодного доклада Art Basel and UBS Global Art Market Report. Но локдаун ускорил цифровизацию: по сравнению с 2019 годом объем онлайн-продаж увеличился вдвое, достигнув рекордной отметки $12,4 млрд. Согласно отчету, 66% опрошенных коллекционеров заявили, что пандемия повысила их интерес к коллекционированию. Первая половина 2021 года подтвердила, что инвесторы в искусство стали активнее приобретать артефакты, и на онлайн-каналы приходилось 33% всех продаж дилеров (или 37%, если включать онлайн-смотровые залы и арт-ярмарки).


Как способ диверсифицировать портфель для профессионального инвестора искусство вполне подходит. По оценкам Deloitte, в 2019 году богатство, сконцентрированное в произведениях искусства и коллекционных предметах, принадлежащих людям с состоянием больше $1 млн, оценивалось в $1,742 трлн. Цифровизация также привела к появлению новых форматов торговли искусством. На-пример, вырос спрос на покупку долей в картинах художников мирового класса (есть практика покупки инвесторами крошечной доли в картине за $20). Стартап из США Masterworks, который занимается этим бизнесом, за два года до начала пандемии купил всего пять картин, чтобы продать их по частям, а за полгода 2020-го — уже 15, чтобы удовлетворить спрос на такие покупки. При этом компания начала привлекать по 10 тыс. новых клиентов в месяц. Bloomberg сравнил Masterworks с финансовым стартапом Robinhood, позволяющим торговать долями акций.

По данным исследования UBS, средний чек в интернете редко превышает $1 млн (таких покупателей всего 4%), покупка до пандемии оценивалась в среднем в $106 тыс.


Наиболее подготовленными к нововведениям оказались миллениалы, ставшие главным двигателем торговли предметами искусства. Эта аудитория составляет чуть меньше половины всех покупателей (45%), и они, по словам директора по маркетингу UBS Group Йохана Джерво, часто покупают в интернете арт-объекты вместо традиционных машин и квартир.

Отчет Art Basel and UBS Global Art Market Report также подтвердил, что в 2021 году движущей силой роста стали именно коллекционеры-миллениалы, у которых были самые высокие общие расходы — более чем в три раза, чем у их старших коллег: $378 тыс. против $118 тыс. у «поколения Х» и $100 тыс. у «бумеров».

При этом никто не хочет оказаться в ситуации миллиардера Дмитрия Рыболовлева, который судится с аукционным домом Sotheby’s и арт-дилером: тот, по его словам, покупал картины и перепродавал их Рыболовлеву по неоправданно завышенным ценам, чтобы прикарманить разницу. За несколько лет арт-дилер Бувье якобы присвоил себе более $1 млрд, а Sotheby’s ему помогал.


Давайте повесим Моне на кухне

Существует несколько вариантов инвестиций в искусство. Первый — вложить деньги, купив картину или скульптуру на одном из аукционов (в галерее или непосредственно у художника), и ждать, пока она вырастет в цене.

Однако тут есть опасность. Эксперты Deloitte в своем исследовании «Инвестиции в искусство. Art & Finance» отмечают, что «арт-индустрия в России — сектор с низким уровнем информационной прозрачности». Кроме того, уточняют эксперты Deloitte, «с точки зрения банков арт-рынок крайне подвержен рискам отмывания денег».


Еще один вариант инвестиций — вложиться в арт-индексы. Картина или скульптура при этом, конечно, не будет украшать загородный дом или офис, однако этот формат инвестиций менее трудоемкий: ведь в этом случае не нужно заботиться о логистике, страховке и охране.

С 2000 года индекс Artprice100 вырос на 405%, правда, в последние годы его динамика замедлилась: по итогам 2019 года она составила 3,3%, а в пандемийном 2020-м на фоне фактического прекращения офлайн-выставок — 1,8%.

Волатильность тоже есть. Например, цены на американское послевоенное искусство (1945–1970) в 2021 году выросли на 37%, а самым продаваемым художником на аукционах за этот период стал Пабло Пикассо: было продано 3462 лота его авторства в общей сложности на $671,5 млн.


Другой авторитетный индекс — Sotheby’s Mei Moses. Аукционный дом Sotheby’s использует информацию о более чем 60 тыс. повторных аукционных продаж за 200-летнюю историю — в том числе поэтому индекс признан как главный барометр в мире искусства и инвестиций в него. Есть еще несколько индексов, в которые можно вложиться или попросить включить их в свой инвестиционный портфель при формировании инвестстратегии. В России тоже свои индексы — например, ARTinvestment.RU делает ARTIMX.

Российские коллекционеры и отмена «русских торгов»

В самом начале спецоперации на Украине многие известные коллекционеры из России, среди которых Петр Авен и Виктор Вексельберг, попали в санкционные списки и лишились возможности участвовать в аукционах Sotheby’s, Christie’s и Bonhams. Сами аукционы к тому же отменили свои ежегодные «русские торги».


Среди ведущих площадок особняком стоит аукционный дом Phillips, с 2008 года принадлежащий российской Mercury Group Леонида Фридлянда и Леонида Струнина. Он, несмотря на давление и угрозу бойкота, в начале марта провел торги произве-дениями искусства ХХ века на 30 млн фунтов стерлингов, хотя и заверил взволнованную общественность, что ни одна картина не была продана лицам, на которых распространяются санкции. Впрочем, как свидетельствует практика, отследить конечного бенефициара сделок на арт-рынке удается далеко не всегда.

Поскольку согласно ограничениям перевозка произведений искусства в Россию запрещена, многие отечественные коллекционеры и инвесторы в арт-рынок обратили внимание на так называемые фрипорты — секретные хранилища, обладающие статусом свободных таможенных зон. Находящиеся там арт-объекты не облагаются налогами и пошлинами. Находятся такие фрипорты в Швейцарии (Женеве), Сингапуре и Люксембурге, там никто не запрашивает данные о личности бенефициара, а платить за товар можно наличными (в Швейцарии, к примеру, до 100 тыс. франков). Часто при сделках приобретенный арт-объект вообще не покидает стен хранилища, выполняя функцию классической инвестиции.


Инвестиционный потенциал искусства, судя по всему, будет только расти. Его подстегивает достаточно сильная пока экономическая ситуация с невысокими ставками рефинансирования. Число миллиардеров только за 2021 год выросло в мире на 660 человек, а вот предложение на арт-рынке заметно сократилось. Некоторые коллекционеры явно неохотно продают работы, которые, по их мнению, неизбежно вырастут в цене в ближайшие годы, тем более что трансакционные издержки остаются особенно высокими как через аукционные продажи, так и через галереи.



Статьи на тему
Аналитика на тему
Интересное на портале
Исследование
Страны, приглашённые в БРИКС: перспективные направления научно-технологического сотрудничества с Россией
В исследовании анализируются перспективы научно-технологического развития России и новых стран-участников БРИКС.
Статья
Защита или просвещение: комплексный анализ прав розничных инвесторов на российском финансовом рынке
В статье анализируются причины существования в России института защиты прав розничных инвесторов. Оценивается эффективность существующих механизмов защиты таких прав. Доказывается необходимость урегулирования деятельность лиц, транслирующих инвестиционные стратегии широкой аудитории.
Экспертное мнение
Яркие цитаты ВЭФ-2024: Участники форума о развитии экономики и человеческом капитале
Аналитический дайджест
Миллионы Чикуновой, спорт на ВЭФ, драмы и скандалы Парижа-2024
Фонд Росконгресс представляет дайджест спортивных новостей за период с 29 июля по 5 августа.