Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

3 июня 2024

Стоп, снято! Как российское кино завоевывает доверие зрителей и инвесторов

Российская киноиндустрия — один из самых ярких примеров адаптации экономики к новым условиям. 2023 год стал едва ли не самым успешным для российского кино за всю историю. Фильм «чебурашка» побил абсолютный рекорд, установленный 15 лет назад «Аватаром» Джеймса Кэмерона, а 72% сборов по итогам года обеспечили отечественные проекты. Самое время задуматься об инвестициях в бурно растущую отрасль.

В начале апреля появилась новость о том, что «Национальная медиа группа» и Российский фонд прямых инвестиций создадут совместный Коммерческий фонд развития кино и анимации с общим объемом инвестиций до 8 млрд руб. Решение своевременное.

После того как в 2022 году уход западных кинокомпаний привел к падению выручки крупнейших киносетей в два раза, многие эксперты высказывали достаточно мрачные прогнозы: расцвет пиратства, банкротство и уход с рынка большинства прокатных сетей. Но киноапокалипсис не случился. Переломить ситуацию удалось за счет мобилизации усилий государства и частных компаний по производству кино и сериального контента. И, как видно, инвестиции в киноиндустрию будут только увеличиваться.


Эффект «Чебурашки»

В топ-5 самых крупных дистрибьюторов кинопродукции в России в 2023 году вошли только отечественные кинокомпании (в большинстве случаев они являются частью крупных холдингов, которые также занимаются продюсированием). По подсчетам консалтинговой компании Wanta Group, лидером стала «Централ Партнершип», заработавшая 13,9 млрд руб. и увеличившая свою долю рынка до 46 %. Для сравнения: в 2022 году она собрала 4,1 млрд руб., что соответствовало 21,5 % рынка. Успех компании обеспечили такие фильмы, как «Чебурашка» и «Вызов», которые стали настоящим прорывом. Уже за первые две недели 2023 года посещаемость кинотеатров установила рекорд за счет выхода семейного фильма «Чебурашка». Фильм собрал в прокате 6,787 млрд руб., его посмотрели 22,4 млн человек, что сделало его самым кассовым фильмом в России на текущий момент. Для сравнения: в 2009 году «Аватар» Джеймса Кэмерона собрал 3,5 млрд руб.

«Этот фильм практически перезагрузил прокат. Эффект „Чебурашки“, во-первых, дал совершенно новое понимание объемов рынка. Во-вторых, он окончательно убрал аргументы относительно популярности или непопулярности российского кино и его потенциала», — сказала вскоре после премьеры глава сети «Каро» Ольга Зинякова.

В апреле в прокат вышел долгожданный блокбастер Клима Шипенко «Вызов» — первый фильм в мире, часть сцен которого снимали в космосе, на Международной космической станции. Картина не смогла приблизиться к «Чебурашке», но собрала чуть более 2 млрд руб.


На втором месте по сборам в 2023 году оказался «сказочный блокбастер» Александра Войтинского «По щучьему велению», заработавший 2,453 млрд руб. В итоге выпустившая его компания «НМГ Кинопрокат» заслуженно стала второй и в годовом зачете среди кинодистрибьюторов. Ее совокупные сборы достигли 4,4 млрд руб., доля рынка — 14,5 %.

«Для меня ясно лишь то, что сборы „Чебурашки“ — феномен нашего кинорынка. Даже если подобное никогда не повторится, „Чебурашку“ можно считать спусковым крючком возрождающейся веры в сборы российского кино, — сказал, подводя итоги 2023 года, председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков. — Если фильмов, подобных ему, „Вызову“ и „Емеле“, станет в три-четыре раза больше, то Голливуд кинотеатрам станет неактуален».


По подсчетам Фонда кино, в 2023 году совокупные кассовые сборы кинопроката в России достигли 39 млрд руб., что соответствует уровню 2021 года (40,7 млрд руб.). Однако сборы отечественного кино при этом увеличились за два года в 2,7 раза: с 10,4 млрд руб. в 2021-м до 28 млрд руб. в 2023-м. Таким образом, отечественные картины обеспечили 72 % продаж. Их посещаемость возросла с 39,7 млн до 91 млн зрителей. Мастер и другие Новогодние каникулы 2024 года также прошли под знаком российского кино. Триумфаторами праздничной гонки стали сразу три отечественных релиза, на долю которых пришлось 89 % всех сборов. Больше всех заработал новый фильм Клима Шипенко «Холоп-2». Собрав 3,518 млрд руб., он обогнал «Аватар», но уступил «Чебурашке». Вторым блокбастером новогоднего сезона стала музыкальная сказка Алексея Нужного «Бременские музыканты», на третьем месте анимационный проект студии «Мельница» «Три богатыря и Пуп Земли».


В конце января в прокат вышел самый ожидаемый фильм последних нескольких лет «Мастер и Маргарита» режиссера Михаила Локшина. Фильм при бюджете 1,2 млрд руб. собрал в прокате более 2 млрд руб., что весьма скромно на фоне успеха «Чебурашки» и его ближайших конкурентов. Зато картина вызвала целый шквал дискуссий на разных площадках, от соцсетей до баров и светских мероприятий. Люди обсуждали, какая экранизация произведения Булгакова в итоге лучше, кто стал лучшим Воландом и так далее. Этот опыт показал, что у зрителей востребованы не только семейные фильмы, но и картины категории «18+», ставящие перед зрителем «взрослые» вопросы.

Востребовано зрителями и кинопроизводителями и авторское кино. К примеру, Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре прошел в этом году уже в 22-й раз и собрал картины из 11 стран, включая Индию, ОАЭ, Египет, Иран и ЮАР. «В России есть огромная традиция и особенная русская культура, много хороших историй, много хороших режиссеров и фильмов. Не нужно далеко идти, чтобы найти хорошую идею и воплотить ее. Я думаю, что молодые люди, которые здесь, их оригинальные фильмы помогают нам всем жить лучше», — заявил президент фестиваля режиссер Эмир Кустурица.


Кино государственного значения

Одной из причин расцвета российского кинопроизводства можно считать рост государственного финансирования: по данным Министерства культуры, в 2022 году для поддержки кинематографии было выделено 11,7 млрд руб., в том числе 8 млрд руб. — через Фонд кино, в 2023-м — еще 11,01 млрд руб., включая 7,6 млрд руб. Фонду кино. Для сравнения: в 2021 году объемы безвозмездной поддержки кинопроизводства со стороны Фонда кино составили всего 2,82 млрд руб., общая сумма финансирования не раскрывалась. В 2020-м она оценивалась в 7,73 млрд руб.


Отдельной строкой финансирования является неподконтрольный Минкульту Институт развития интернета (ИРИ). В 2020 году он стал оператором конкурса на создание интернет-контента для молодежи с ежегодной субсидией 3 млрд руб., в 2021-м к ней добавились 7 млрд руб. на создание «патриотического контента». В 2022-м бюджет ИРИ вырос уже до 19 млрд руб., в 2023-м — до 20,7 млрд руб. Эти деньги идут на производство сериалов, поддержку блогосферы и мультиформатных проектов, а также на спецпроекты в СМИ, разработку игр и ПО.


В ряде регионов действует система рибейтов (налоговых возвратов) для компаний, снимающих там кино. Так, в 2022–2023 годах Санкт-Петербург (без Ленинградской области) зарезервировал под рибейты 150 млн руб., Калининградская область — 40 млн руб., Мурманская область — 15 млн руб.


Инвестиции в зрелища

Раньше активность частных инвесторов в сегменте кинопроизводства была достаточно скромной из-за небольшой прозрачности и результата, который сложно предсказать. Например, АФК «Система» инвестировала в несколько экспериментальных проектов в рамках ныне не существующей структуры «Система Масс Медиа», но все они не имели заметного успеха.

Осенью 2021 года о программе прямого инвестирования в российское кино заявил глава «МТС Медиа» Игорь Мишин. Пока известно о поддержке восьми фильмов, в том числе драмы Татьяны Лютаевой «Единица Монтевидео» с Алексеем Серебряковым и триллера Алисы Хазановой «Белый список» по сценарию Романа Волобуева с тем же Серебряковым.


Еще раньше, в 2019 году, появился Фонд Романа Абрамовича «Кинопрайм», который собирался в течение трех лет вложить в коммерческие фильмы 6 млрд руб., однако темпы оказались ниже плана из-за нехватки подходящих проектов. Осенью 2023 года директор «Кинопрайма» Антон Малышев говорил «Ведомостям», что за 4,5 года работы было вложено 3,2 млрд руб. в 70 картин. «До 2022 года мы жили в определенном индустриальном ритме: год начинался с поездки на Берлинский кинофестиваль и Европейский кинорынок, а заканчивался в Венеции. Но в 2022-м модель радикально изменилась. Крупнейшие международные фестивали играют в отмену всего русского. Судя по тому, что поток заявок к нам восстанавливается, отрасль адаптируется к новым условиям», — рассказал Малышев. По его словам, уже в конце 2022-го — начале 2023-го российские кинопродюсеры перенастроили все производственные цепочки и схемы финансирования. Осенью 2023 года «Кинопрайм» организовал собственный пилотный кинофестиваль «Маяк» в Геленджике. Следующий пройдет в октябре этого года.


Одной из основных проблем производителей киноконтента стал бум стриминговых платформ, которые резко увеличивают инвестиции в оригинальный контент. «Огромное количество запусков сериалов с довольно легкими деньгами и довольно существенными бюджетами разогнало экономику всего рынка. Возросшие расценки ничем не обоснованы и объясняются лишь тем, что часть отрасли буквально залили деньгами», — сетует Малышев. «C 2023 года объемы производимого российскими компаниями контента с учетом фильмов и сериалов выросли на 40 %. При этом стоимость производства выросла на 30 %», — подтверждает директор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Схожую оценку приводит глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин: рынок производства контента увеличился на 30 % за год. В 2024-м рост инвестиций может составить 30 %.

Коммерческий фонд развития кино и анимации, анонсированный «Национальной медиа группой» и Российским фондом прямых инвестиций обещает стать еще одним крупным проектом. Главой контентного комитета новой организации станет режиссер и генеральный продюсер «НМГ студии» Федор Бондарчук. А министр культуры Ольга Любимова в своем Telegram-канале уже назвала главной задачей нового фонда «системное финансирование производства полнометражных фильмов для проката на коммерческой основе».

У кинопроизводства долгий цикл, поэтому те фильмы, которые сейчас обеспечивают рекордные кассовые сборы, снимались, когда объемы государственных и частных вложений в рынок были существенно ниже. Так что за будущее нашего кинематографа можно не волноваться.


АЛЕКСЕЙ ГОРЕСЛАВСКИЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АНО ИРИ:

«Импортозамещение в случае с кино и сериалами уже случилось. Одна из основных задач на будущее — развивать и игровой рынок. Еще в конце прошлого года среди 15 самых просматриваемых фильмов на российских онлайн-платформах было десять российских. В топе по сериалам — несколько турецких проектов, все остальное — российские продукты. Зрители не просто смотрят отечественные сериалы и фильмы, а подписываются на онлайн-кинотеатры ради российских новинок. Оригинальные сериалы платформ — основной драйвер по привлечению аудитории. В 2023 году ключевые российские платформы выпустили более 200 оригинальных проектов, большая часть из которых игровые сериалы. И их востребованность связана не только с уходом условного Netflix, но и с тем, что качество и разнообразие российских сериалов выросли благодаря системным вложениям в индустрию и развитие рынка на протяжении нескольких лет. Мы гордимся как крупными, так и небольшими проектами, которые на слуху и собирают миллионные просмотры. Это не только крупные платформенные сериалы, такие как „Трудные подростки“, „ГДР“, „Слово пацана. Кровь на асфальте“ и тому подобные вещи, но и шоу в блогосфере, просветительский контент, документальные истории и проекты для детей и подростков»


Статьи на тему
Аналитика на тему
Интересное на портале