Приморье становится перспективным регионом на карте российского виноделия. Выращивать виноград здесь непросто, но его потенциал не вызывает сомнения даже у придирчивых специалистов из Франции.
На VII Восточном экономическом форуме откроется тематическая площадка «ВиноГрад», посвященная развитию виноградарства и виноделия в России. А уже в ноябре по инициативе Фонда Росконгресс и Ассоциации виноградарей и виноделов в Москве состоится первый Российский винодельческий форум. Интерес к теме понятен: последние годы отечественное виноделие переживает настоящий ренессанс. В стране успешно работают десятки хозяйств, от крупных предприятий до небольших крафтовых виноделен. И Приморский край, расположенный на одной широте с французским Лангедоком и итальянской Тосканой, не остался в стороне от общего тренда. Хотя близость к южным широтам обманчива — климат здесь далеко не средиземноморский, с холодными «русскими» зимами. Недостает и мощностей, необходимого оборудования, квалифицированных кадров. И все же в регионе пытаются развивать собственные виноградарство и виноделие, справедливо полагая, что потребление населением местных продуктов — один из гарантов стабильного развития экономики. К тому же в этом есть немалая доля патриотизма. И надо признать, несмотря ни на что, дальневосточные виноделы добиваются реальных результатов.
Незабытые достижения советской селекции
К капризам местной погоды опытные селекционеры нашли подход еще в прошлом столетии. В начале ХХ века здесь велись первые испытания европейских, японских и китайских сортов. Также Южно-Уссурийским отделением Географического общества в Никольске-Уссурийском проводилась работа с североамериканским виноградом, произрастающим в схожих климатических условиях. А с 1935 года Дальневосточная опытная станция Всероссийского института растениеводства начала изучение амурского винограда, и к 1965 году здесь исследовали более 800 интродуцированных и местных сортов, среди которых были Альфа, Йорк-Мадера, Армалага, Агавам, Чемпион, Ребекка. Но селекционер Адэлий Васьковский в 1970-х годах пошел по другому пути — он сделал ставку не на американские сорта, а на европейско-амурские гибриды. В итоге на основе дикого амурского винограда удалось получить удачные виды (в том числе знаменитый Адэль).
«Потенциал для виноделия в Приморском крае довольно высок. Здесь с успехом произрастает самый морозостойкий сорт винного винограда — Амурский Потапенко: сорт с высокой урожайностью, адаптированный к условиям, в которых обычно не выращивается виноград, — говорит руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов. — Пока в Приморье отсутствует опыт виноградарства и виноделия в промышленных масштабах, вино производят в небольших частных хозяйствах. Однако в последнее время российское виноделие показывает высокий потенциал и темпы развития виноградарства даже в непривычных для этого зонах, как мы можем видеть на примере Волгоградской и Самарской областей».
Сегодня в Приморье действуют около 15 небольших виноделен и Клуб виноградарей и виноделов, созданный ресторатором Иваном Николаевым, где представители отрасли обмениваются опытом. Сам Иван, развивающий такие проекты, как Gusto Gastrobar, Gusto Bakery, Dzen Izakaya, Grüner — винный магазин и бар, является основателем профессиональной школы сомелье Wine.365. В 2020–2021 годах он проводил во Владивостоке Фестиваль вина и музыки Jazz and Wine. А в июле 2022 года организовал первый фестиваль российского вина In Wine Kupala. «В целом желающих производить вино на Дальнем Востоке становится больше, но из-за отдаленности территории и ощущения, что сложно поменять систему, многие не решаются. Но пытаются, — рассказывает Николаев. — Для сравнения — Япония, всего в полутора часах лета от нас, и там пять винодельческих зон. Они используют, кстати, и наши локальные гибриды, работают с этим вполне успешно — у Японии большой рынок собственного вина. Значит, и мы можем. Территория и возможности позволяют».
На энтузиазме, опыте и собственных ошибках
Отец и дочь Александр и Анна Стороженко основали семейную плантацию Prim Organica в поселке Сибирцево Приморского края. Опыт ведения хозяйства — около 20 лет. Начинали с небольшого объема, а сейчас на площади 1 га растет уже 850 кустов винограда — это самая большая плантация на Дальнем Востоке. Есть виноград российской и европейской селекции, сорта американские, крымские, которые уже здесь прививают. У гибридных сортов, поясняет Анна, корни хорошо переносят зимы, а верхняя часть дает неплохой урожай. В хозяйстве делают ставку на натуральность: виноград выращивают без химических удобрений, в приготовлении вина не используется диоксид серы (консервант Е220).
Эта винодельня продвигает гастрономический туризм, но есть серьезные планы на развитие с точки зрения производства. Уже имеются договоренности с рядом точек о реализации продукции не только на Дальнем Востоке и Сахалине, но и в центральной части России, а дальше — выход на международный уровень. Компанию пригласили представить свой продукт в Новой Зеландии. «Сейчас мы находимся на этапе получения лицензии, затем будем получать сертификат органического производства», — поясняет Анна. Лицензия дает право продвигать продукт в винных салонах в различных регионах России.
Как отмечает Анна, на Дальнем Востоке виноградарство — рискованное дело. «У нас бывают затяжные дожди или, наоборот, затяжная засуха, холодные зимы. Нужно быть готовым к разным подводным камням. Кроме того, сам процесс подготовки виноградников к зиме трудоемок». По оценкам Анны, чтобы хозяйство-виноградник вышло в плюс, нужно не менее пяти лет: за это время куст крепнет и начинает давать урожай: «Это не быстрый бизнес. Здесь нужны терпение и фокус на путь вперед, на развитие».
Вино из амурского винограда и голубики делают под Партизанском, где работает частная винодельня «Япономорский клуб» (Japan Sea Club). Игорь Драбязг, руководитель клуба, генеральный директор Сихотэ-Алиньского института восточноазиатских медицинских традиций, в 1990-х годах выкупил совместно с соратниками виноградники у обанкротившегося совхоза «Янтарный». Между прочим, здешнюю землю директор совхоза Давиташвили присмотрел под виноградники еще в 1946 году — по указанию Сталина. Сейчас здесь, кроме дикого амурского винограда, используют выведенные из него сорта (над этим в свое время и работали советские селекционеры Адэлий Васьковский, Александр Потапенко и др.), помощь в этом оказывает Дальневосточная опытная станция ВИР. В 2000 году образцы вина «Япономорского клуба» побывали на выставках в Европе и Австралии и получили высокую оценку специалистов.
Другие предприниматели, братья Дмитрий и Сергей Ивановы, воспользовались программой «Дальневосточный гектар» и взяли участок в районе села Алексеевка Надеждинского района — 9 га с семьей и 7 га с друзьями. Эта территория, говорит Дмитрий, как раз находится на широтах крупных европейских центров виноделия — например, Риохи (Испания), Тосканы (Италия), Прованса (Франция). По его мнению, надо просто использовать современные агротехнологии, и можно делать вино достойного качества.
Виноградарство, особенно в Приморье, это путь проб и ошибок. «Виноград растет очень плохо, видимо, мы чего-то не учли. В своем придомовом винограднике мы выращиваем кусты на разведение, ищем подходящие сорта. А вот на плантации нужно, видимо, менять подход. Но это интересное дело, и мы будем развиваться дальше», — говорит Дмитрий Иванов. Его компания исследует возможности морозостойких ранних гибридов европейских и американских сортов винограда, а в будущем планирует также делать вино из таежного амурского винограда.
Дмитрий — настоящий энтузиаст, и именно за счет таких людей развивается сегодняшнее виноградарство в Приморье. В советское время коллективная форма хозяйствования позволяла осваивать здесь большие площади виноградников, потом все забылось, и теперь инициативные предприниматели возрождают науку и практику.
Несколько лет назад в Приморье стали популярны вина Майхинской винодельни, расположенной на реке Артемовка (или Майха). Здесь производят вино из дикого амурского винограда, без добавления привычных винных сортов. Все потому, что среднегодовая температура в этой местности +2 °С (для сравнения: в итальянской области Тоскана она составляет +14 °С). Так что культурный виноград в таком климате не выживет.
Автор проекта Сергей Куречко вырос на Дальнем Востоке и давно увлечен энологией. Уже к 2010 году его винодельня стала туристической достопримечательностью, ее посещал даже губернатор Приморского края. Здесь также делают необычные вина, в том числе из крыжовника (белое полусухое), клубники (красное полусладкое), жимолости (красное полусладкое), цветов (белое полусладкое). Кроме того, посетители винодельни могут познакомиться с результатами экспериментов с травяным ферментированным чаем и с промыслом кедрового масла холодного отжима.
Часто виноделы Приморья занимаются переработкой фруктов. Например, в плодовом питомнике «ЛПХ Макаревич», где собирают коллекцию подходящих для Дальнего Востока сортов винограда и предлагают саженцы, работает «Творческая лаборатория», которая создает из груши, яблока, сливы, абрикоса крепкие напитки — бренди, кальвадос, коньяк. Используется технология вакуумной перегонки, затем продукт настаивается в бочках. «Мы развиваем бренд „Сады Бахая“ — продукция не идет на продажу, это скорее отработка технологий, фрукты — частый побочный продукт для виноградников», — поясняет Сергей Макаревич, владелец питомника.
Он считает, что трудностей бояться не стоит — все проблемы вполне решаемы: «Сорта винограда несложно внести в госреестр в графу „Малораспространенные культуры“. Например, пару лет назад туда были внесены сорта Потапенко. После этого шага можно получить лицензию на производство продукции из конкретного сорта. Виноград растет три -четыре года, за это время можно все преодолеть. Тем более сейчас бюрократических препонов становится меньше».
Дальневосточному виноделию нужна поддержка
Вступивший в силу в 2020 году закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» несет для отрасли много положительных перемен, в том числе способствует росту спроса на отечественное сырье и дает возможность производителям получить налоговые льготы. В перспективе развитие отечественного виноделия снизит зависимость от импортного сырья. Но эффект будет ощутимее, если виноградари получат государственную поддержку и субсидии. Этот сектор имеет длинный инвестиционный цикл: проекты окупаются через пять-десять лет, а долгосрочные кредиты винодельческим компаниям не дают. Также имеет смысл выделять под выращивание винограда пригодные земли.
«Климатические риски высоки, часто наблюдается промерзание земель, и люди не всегда готовы вкладываться в такой бизнес, как виноградарство. Помогла бы поддержка в виде государственных грантов. Но те программы, которые уже есть, нам не подходят, — объясняет Дмитрий Иванов. — Например, там есть требования к хозяйству иметь наемных сотрудников, но у маленьких хозяйств в Приморье такого нет. Средств на содержание работников нет, все вкладывается в виноград и технологии выращивания».
Другой пример — приморские хозяйства могут получать субсидии на технику, шпалеры, но на сами посадки субсидии не распространяются, хотя на юге России это обычная практика. Причина в том, что приморских сортов просто нет в реестре, считается, что Приморье не виноградный край.
Дальневосточные виноделы уверены, что для развития отрасли нужно адаптировать существующие инвестиционные программы под небольшие плантации. Требуется помощь вузов для подготовки кадров, разработки сортов и практик возделывания винограда. Ну а трудолюбия и энтузиазма дальневосточникам хватает с избытком!
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.