Процесс принятия новых правил и соглашений в ВТО основан на принципах консенсуса, то есть согласия всех участников. При этом двусторонние или небольшие многосторонние региональные соглашения не противоречат принципам ВТО, и многие страны прибегают к ним в качестве быстрого и гибкого способа развития свободной торговли и глобализации.
Это могут быть соглашения о свободной торговле (ССТ), соглашения о преференциальной торговле (ПТС) или региональные соглашения о торговле (РТС) . На момент основания ВТО в 1995 году было заключено 47 таких соглашений, а нотификаций (уведомлений о заключении соглашения) насчитывалось 57. Сегодня количество региональных соглашений выросло до 301, а нотификаций до 480 , при том что в составе ВТО 164 страны.
Если соединить на карте страны, между которыми есть региональные соглашения, каждое со своими правилами, тарифами и институциональной структурой, то это будет напоминать тарелку спагетти. Увеличение количества соглашений о свободной торговле, которые вытесняют многосторонние переговоры ВТО в качестве альтернативного способа развития глобализации, так и называют эффект «миски спагетти» (spaghetti bowl effect).
Впервые этот термин использовал американский экономист индийского происхождения Джагдиш Бхагвати (Jagdish Bhagwati) в своей работе «US Trade policy: The infatuation with free trade agreements» .
Идея автора проста: чем больше торговых соглашений заключают между собой страны, тем более сложными и менее открытыми становятся торговые процессы. А это, в свою очередь, способствует замедлению глобализации торговли и увеличивает число барьеров между странами.
Из-за большого количества региональных соглашений не соблюдается один из основных принципов ВТО режим наибольшего благоприятствования в торговле (режим наиболее благоприятствуемой нации), согласно которому члены организации не могут дискриминировать других, а всем участникам предоставляются равные права. При этом множество ССТ позволяет государствам применять различные тарифы и торговые барьеры для разных членов ВТО.
Затрудняется определение происхождения товара для установления тарифов, увеличиваются административные издержки, которые часто оказываются не по карману мелким и средним компаниям. Конечно, это снижает общую конкурентоспособность стран членов ВТО.
Бхагвати считает, что при росте двусторонней торговли между участниками ЗСТ интенсивность торговли с другими странами падает, что также тормозит процесс глобализации. При этом развитые экономики используют ситуацию себе на пользу для введения неторговых мер, в то время как многосторонние переговоры обеспечили бы либерализацию.
Кстати, ученые из Университета Кэйо в Японии согласились, что эффект «миски спагетти» существует, и подтвердили это своими исследованиями.
Многие эксперты уверены, что в этой ситуации ВТО должна взять инициативу в свои руки. Доктор юридических наук Мария Панези (Maria Panezi) считает, что ВТО может стать активной «третьей стороной», которая внимательно мониторит ситуацию и следит за заключением ССТ, ПТС и РТС, информирует страны, не являющиеся сторонами ССТ, о таких соглашениях. Эксперт предлагает ввести мораторий на подписание любых региональных соглашений, но пока это вряд ли возможно из-за их большого количества .
И все же, несмотря на эффект «миски спагетти», региональные соглашения остаются основным способом развития международной торговли. Например, в 2017 году около 50% мировой торговли осуществлялось между странами, подписавшими ССТ, а треть регулировалась углубленными торговыми соглашениями (deep trade agreement), то есть такими соглашениями, в которых торговые правила выходят за рамки традиционных тарифов и существующих соглашений ВТО. Даже без учета торговли внутри Европейского союза около одной трети мировой торговли происходило в рамках таких соглашений.
Важность торговых соглашений высока для многих развитых стран, но не так велика для большинства развивающихся стран, за исключением нескольких стран Юго-Восточной Азии, Южной Африки, Латинской Америки и Индии.
Вопрос предпочтений становится актуальным и для России, так как переговоры по соглашению о ЗСТ между ЕАЭС и Индией находятся в активной фазе. Эксперты из совместной группы, изучавшие целесообразность ЗСТ, пришли к выводу, что эта мера позволит нарастить товарооборот между государствами членами ЕАЭС и Индией на 3040% . С более подробной информацией о внешнеторговых отношениях между Россией и Индией можно ознакомиться в специально подготовленном аналитическом дайджесте в разделе «Аналитика» портала Росконгресс.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.