нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Доступ разрешен: рейтинг лояльности 50-ти крупнейших заказчиков к субъектам МСП
8 Июня 2019
10:00—11:15
Ключевые выводы
Объем закупок крупных компаний у предприятий МСП растет

Мы просто качественно и стабильно продолжаем выполнять свою работу. У нас появилось достаточно большое количество новых подрядчиков. <…> И дальше будем только усиливать все наши действия, потому что в ближайшем будущем нас ждут большие, глобальные задачи, поставленные Президентом и Правительством. В том числе это масштабнейший проект по строительству новой трассы Москва — Нижний Новгород — Казань. Там объем инвестиций планируется где-то в 550 млрд рублей, и, естественно, максимально будем привлекать к этому строительству субъекты МСП — Соколов Александр, Заместитель председателя правления по конкурентной политике, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» .

Если говорить в общих цифрах, то в целом спецторги в первый год, когда мы начинали работу, достигали 62 млрд, сейчас это уже порядка 130 млрд. Общий объем закупок, который осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом договоров, на которые на общих основаниях они приходят и выигрывают, уже больше 130 млн — Зафесов Юрий, Директор департамента закупочной деятельности, ОАО «Россети».

Мы видели пример в Липецке в начале 2000 года: компания Indesit купила “Стинол”. Все внутренние детали: пластмассовые, резиновые — все было отдано на аутсорсинг. Знаете, сколько вокруг компаний родились в Липецке? Больше ста. Это новые предприниматели. Это пример, которому надо следовать — Торрембини Витторио, Вице-президент, Ассоциация итальянских предпринимателей в России (GIM-Unimpresa).

Сегодня рынок закупок у субъектов МСП уже составляет более 3 трлн рублей, и по сути это сегодня является одним из ключевых драйверов для роста малого и среднего предпринимательства, но и, наверное, в том числе это является таким значимым фактором для развития инновационного рынка, инновационной и технологичной продукции — Глухов Сергей, Генеральный директор, НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Проблемы
Несовершенство закупочных процедур

К сожалению, в настоящее время у нас не решен вопрос требований к составу заявок. <…> Постоянно меняются требования к составу заявки, требуют излишние документы, что, безусловно, сказывается не только на количестве участников закупки, но еще на том количестве, которое в итоге остается допущенным к участию в закупке — Демидова Татьяна, Директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, Министерство финансов Российской Федерации.

Технические задания должны писать эксперты. Пусть это будет конкурс, это должен писать бизнес. <…> Нет такого качественного контрактного отдела, который понимает все нюансы и детали. Поэтому сочетание профессионализма заказчиков и профессионализма исполнителей, предпринимателей даст вообще другой эффект по техническим заданиям — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Первая узловая точка, которую помогли выявить участники закупочных процедур, — это сроки проведения. Процент состоявшихся закупок очень низкий не только в Ростехе, но и в целом по стране. Выясняется, что четыре рабочих дня на закупочную процедуру — это далеко не всегда хорошо — Гололобова Татьяна, Директор по закупочной деятельности Госкорпорации Ростех.

Малое количество заявок от субъектов МСП

У нас есть проблема: у нас очень маленькое количество заявок подается на наши конкурентные закупочные процедуры. Я могу сказать, что по Ростеху это 1,9 на закупочную процедуру, по Российской Федерации — полторы заявки. Это цифры, которые лично нас очень-очень настораживают и тревожат — Гололобова Татьяна, Директор по закупочной деятельности Госкорпорации Ростех.

Недобросовестность части поставщиков

Одна из частых вещей, которые так или иначе звучали в анкетах заказчиков, связана с доверием, с тем, что довольно часто приходится им сталкиваться с недобросовестными и ненадежными поставщиками — Герасимов Владимир, Первый заместитель генерального директора — исполнительный директор, Международная информационная группа «Интерфакс».

Решения
Перевод документооборота по закупкам в электронную форму

Мы с этого года перешли в фазу, когда все конкурентные закупки среди субъектов малого предпринимательства должны проводиться в электронной форме на определенных операторах электронной площадки с применением спецсчетов — Демидова Татьяна, Директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, Министерство финансов Российской Федерации.

Система прохождения актов должна быть в электронном виде, должны быть четкие сроки: либо ты за 30 дней, если это услуги, подписываешь акт, либо ты его не подписываешь, но присылаешь обоснованный отказ. Когда это будет в электронной базе, предпринимателю, даже если он идет в суд, уже не нужно привозить в суд горы переписки: он прямо с государственного сервера снимает эту переписку, которая должна быть основанием для судебных разбирательств — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Формирование доверия между заказчиками и поставщиками

Мы будем совершенствовать механизм взаимодействия с крупнейшими заказчиками путем дальнейшей акселерации процесса партнерств. Это тоже очень важно, потому что партнерство является одним из ключевых моментов, которые формируют доверие — Браверман Александр, Член совета директоров, генеральный директор — председатель правления, АО «Корпорация «МСП».

На мой взгляд, повышение и расширение зоны лояльности, зоны доверия в отношениях крупнейших заказчиков и поставщиков из сегмента МСП — это важный элемент повышения конкуренции и снижения издержек, которые связаны со всеми формальными процедурами, и в то же время это важная поддержка конкуренции — Герасимов Владимир, Первый заместитель генерального директора — исполнительный директор, Международная информационная группа «Интерфакс».

Упрощение закупочных процедур

Мы несколько лет подряд говорили об огромном количестве электронных площадок для торгов — их было более ста. Более того, была очень сложная процедура подачи для тендеров, нужно было платить до 150 тысяч рублей, и несколько лет ничего не менялось. Теперь таких площадок стало девять, и на многих участие даже бесплатно, а на остальных платит только победитель около пяти тысяч рублей — Аветисян Артем, Директор направления «Новый бизнес», Агентство стратегических инициатив; председатель, НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Внедрение инноваций

Мы рассчитываем на инновации не только в технологической части, но и в управленческой части, в IT-части и так далее. То есть инноваций очень много. <…> Следующий наш шаг — это, наверное, не пассивный сбор информации, а выставление задач, чего бы мы хотели и в какой бы части мы хотели видеть инновации — Чабунин Анатолий, Заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту, ОАО «Российские железные дороги» .

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС