Рады вас видеть
Некорректный формат электронной почты или телефона
Необходимо ввести пароль Забыли пароль?
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Крупные российские и иностранные компании vs. малый и средний бизнес: взаимное доверие заказчика и поставщика
26 Мая 2018
10:00—11:15
Ключевые выводы
Происходят положительные сдвиги в поддержке и развитии малого бизнеса

Есть хедлайнер, госкорпорация, но вокруг нее малый бизнес сам организует массу сервисов <…> и вот в этом залог успеха. Мы создаем фактически экосистему по выращиванию высокотехнологичного производства, и мы уже видим результат. — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Количество номенклатурных позиций (товаров, закупаемых у малого бизнеса — Ред.): 2015 год — 8,4 тыс., 2016 год — около 100 тыс. <…> 2017 — 160, и в этом году уже перешли за 200 тыс. позиций. <…> Это дало нам возможность говорить о более масштабной задаче <…> — это матричная диверсификация экономики. — Браверман Александр, Член совета директоров, генеральный директор — председатель правления, АО «Корпорация «МСП».

Зарубежные компании активно сотрудничают с МСП

Мы признаем большую важность работы с малыми предприятиями, и особенно это важно в сельском хозяйстве. <…> У нас есть специальная программа, которая называется Smart Barley, она проводится в России уже 4 года. — Уайт Ричард, Вице-президент по вопросам закупок и устойчивого развития, Anheuser-Busch InBev Europe.

Мы рассматриваем себя как платформу, на которой могут быть собраны различные решения, предоставленные для МСП. <…> Мы выдвинули ряд малых и средних предприятий для того, чтобы они помогали нам в обработке наших отходов. — Дюпюи Эрван, Генеральный директор, «Сен-Гобен СНГ».

Проблемы
Материальные и временные издержки участия в закупках и отсутствие единых критериев

Огромный объем документов еще остается серьезной проблемой. <…> Помимо большого количества площадок не надо забывать, что и стоимость участия там иногда доходит до 120 тыс. рублей в год. — Аветисян Артем, Директор направления «Новый бизнес», Агентство стратегических инициатив; председатель, НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Очень непростая тема <…> это существование <…> фирм-прокладок, через которые поставщик либо не может пробиться, либо, пробиваясь, получает этот тендер на субподряд, отдавая 20 <…> иногда 30% от цены контракта. — Глухов Сергей, Генеральный директор, Некоммерческое партнерство «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Несоразмерность штрафов, накладываемых на разные стороны, — это тема, которую любой бизнес озвучит. — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Необоснованные отмены аукционов

Часто бывает, что компания заплатила взнос 15 тыс. рублей, это реальный случай, тендер отменили, через два дня вывесили другой, с другим номером, а деньги-то не возвращаются. — Аветисян Артем, Директор направления «Новый бизнес», Агентство стратегических инициатив; председатель, НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Ограничение доступа для новых предприятий

Иногда в тендерах обязательное условие 3-5 лет, но новая компания как может такой опыт получить? — Аветисян Артем, Директор направления «Новый бизнес», Агентство стратегических инициатив; председатель, НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Уход от конкуренции

Очень много закупок стало уходить в сферу единственного поставщика. <…> И это тенденция тревожная. Если два года назад — еще 45%, по-моему, было у единственного поставщика, сейчас уже больше 50%. — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Спецификации и техзадания, которые пишутся под конкретного <…> поставщика, причем <…> непосредственно самими поставщиками. — Глухов Сергей, Генеральный директор, Некоммерческое партнерство «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Решения
Требуется проводить упрощение и стандартизацию

Сертификация и аккредитация должна быть простой и понятной для малого бизнеса. — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Для малого бизнеса мы предлагаем ряд шагов <…> Это стандартизация заявок, запрет требовать дополнительные документы при закупках, стандартизация гарантий <…> переход с 1-го июля к закупкам МСП на единых площадках. — Лавров Алексей, Заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Обеспечить государственные закупки для МСП через квотирование

Мы всегда выступали за квотирование. <…> Прежде всего, у нас всегда перед глазами был опыт Франции. <…> Именно Франция еще в 70-е годы использовала этот механизм для того, чтобы вырастить высокотехнологичный бизнес, и французы достигли в этом успехов. — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Следует отказаться от использования только ценового показателя выбора поставщика

Нормальный производитель <…> не может все время на грани рентабельности работать. <…> Как мне представляется, если цена падает меньше 25% (более чем на 25% - ред.), экспертиза поставляемой продукции должна стать обязательной. — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Мы должны проводить экспертизу продукции. <…> Наша совместная задача — найти справедливые формулы для того, чтобы цена и качество соответствовали потребностям и заказчика, и потребителя. — Чабунин Анатолий, Вице-президент, ОАО «Российские железные дороги».

Снижение издержек при участии в закупках

По [ФЗ] 44, что мы предлагаем и уже делаем <…> малый бизнес <…> не будет предоставлять никакого обеспечения закупок при маленьких торгах. <…> Предлагаем освободить малый бизнес от предоставления обеспечения исполнения контракта, если у него есть <…> за последние три года три исполненных государственных, муниципальных контракта. <…> Предлагаем ввести правило второго участника. — Лавров Алексей, Заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Развитие доверия между поставщиками и заказчиками

Взаимное доверие между поставщиком и заказчиком <…> это движение двустороннее, и оно должно быть взаимным <…> и мы готовы продолжить эту работу. — Зафесов Юрий, Директор департамента закупочной деятельности, ОАО «Россети».

Совершенствование механизма выращивания поставщиков

Еще один момент — это действующий механизм выращивания поставщиков, он появился, но очень многие предприниматели говорили, что он носит отчасти декларативный характер. — Глухов Сергей, Генеральный директор, Некоммерческое партнерство «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

По выращиванию поставщиков <…> какие-то преференции должны быть, но они не должны ограничивать появление новых участников на рынке. — Чабунин Анатолий, Вице-президент, ОАО «Российские железные дороги».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС