Рады вас видеть
Некорректный формат электронной почты или телефона
Необходимо ввести пароль Забыли пароль?
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Города и регионы: креативная среда и институты развития
15 Февраля 2018
11:15
Ключевые выводы
Крупные города будут расти опережающими темпами

Крупные города-миллионники должны стать объектом нашего изучения и развития. Урбанизация является одним из основных драйверов экономического развития страны. Крупные города будут расти темпами выше средних. Они способны давать от 5 до 7% роста ежегодно. — Кудрин Алексей, Председатель совета, Фонд «Центр стратегических разработок»; заместитель председателя, Экономический совет при Президенте Российской Федерации.

Города становятся конкурентами за человеческий капитал

Фактор конкурентоспобности перемещается в сферу конкуренции между городами за человеческий капитал. Эти программы должны быть сопряжены с совершенствованием городской среды. Хотя на городском уровне риски выше, чем на федеральном, институты развития готовы финансировать развитие городской среды и инфраструктуры. Очень важна сопряженность с соседними регионами, то есть транспортная инфраструктура. — Лисоволик Ярослав, Главный экономист, управляющий директор по аналитической работе, Евразийский банк развития (ЕАБР).

Проблемы
Сложность прогнозирования, неприменимость старых моделей развития

Города, которые не будут уделять внимания креативности, станут аутсайдерами. Они не смогут конкурировать за специалистов и будут терять экономическую мощь. Трудность в том, что креативные индустрии очень трудно поддаются обсчету. В России эта оцифровка не происходит. — Щукин Денис, Директор, Фонд поддержки творческих индустрий «Креативные практики».

Средний класс исчезает. Университеты не могут существовать в таком виде. Расслоение рабочих мест неизбежно. — Вебер Шломо, Ректор, научный руководитель, Лаборатория исследования социальных отношений и многообразия общества, Российская экономическая школа; профессор, Южный методистский университет.

Решения
Ставка на креативный сектор, развитие человеческого и культурного потенциала

Мы до трети занятости можем потерять в старых профессиях, но в креативном секторе занятость будет расти темпами выше, чем в мире. Россия имеет 2% ВВП от креативного сектора, развитые страны — от 5 до 9%. В Лондоне — 15%. Развитие креативной индустрии должно быть одним из главных изменений, которых мы должны добиваться в России. — Кудрин Алексей, Председатель совета, Фонд «Центр стратегических разработок»; заместитель председателя, Экономический совет при Президенте Российской Федерации.

Как вы построите кампанию, в которой идеи каждого сотрудника имеют шанс на реализацию, в которой люди не стоят как роботы у станка, а занимаются творчеством? Главная задача бизнеса — сделать человека человеком. — Лотаков Игорь, Управляющий партнер, PwC в России.

Большие проблемы испытывают моногорода, которые имели индустриальную специализацию. Опыт других стран показывает, что они наращивали культурный и человеческий капитал на этих территориях. — Трунова Наталья, Президент, НП «Национальная гильдия градостроителей»; председатель, экспертный совет по развитию общественных пространств, НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов».

Одна из ключевых концепций — зеленый город, гринфилд. Мы вкладываем средства в строительство центра RND — материаловедение, микроэлектроника. Мы производим 2,5% мирового выпуска в нашем сегменте электроники. Договорились с руководителями Калининградской области. Надеемся, что в этом году появится в городе Гусеве инновационный университетский научный кампус. Мы сделали ставку на малый город, так как там легче заварить инновационный бульон, из которого можно получить ренту. Наши разработчики электроники не будут столь эффективны, если рядом с ними не будет художников, музыкантов, артистов. — Аксенов Константин, Вице-президент по стратегическому развитию, GS Group.

Есть миф, что историчность малых городов является драйвером развития. Мышкин — единичный пример. Потенциал имеют гринфилды и советские наукограды. Ключевым фактором является культурный. — Фирсов Алексей, Генеральный директор, Центр социального проектирования «Платформа».

Создание в городах комфортной среды

У нас арендное жилье, никакого другого не предусматривается. В целевой модели минимальное движение транспорта, передвижение на шаттлах от парковок до места работы. Большой популярностью пользуется сервис по аренде самокатов и велосипедов. — Дроздов Игорь, Председатель правления, Фонд «Сколково».

Креативный класс никогда не поедет в Калининградскую область, если мы не создадим комфортную среду. Мы много над этим работаем. Человеческий капитал также не может существовать без хорошего социального сектора — медицины и образования. — Шендерюк-Жидков Александр, Заместитель председателя Правительства Калининградской области.

Развитие кооперации и связей

У нас есть успешные примеры Татарстана и Калужской области по формированию альянсов с зарубежными инвесторами. Города конкурируют за то, чтобы быть более открытыми для инвесторов, талантов. Одним из минусов может быть рост неравенства. Поэтому должно быть развитие сопрягающих территорий. Город должен делиться своим ВВП, тогда это сделает развитие более устойчивым. — Лисоволик Ярослав, Главный экономист, управляющий директор по аналитической работе, Евразийский банк развития (ЕАБР).

Благодаря цифровым картам время в пути сокращается на 11%. В структуре российской экономики это означает 704 млрд руб. в год. Геосервисы позволяют создать 200 тыс. рабочих мест. Цифровые карты способствовали росту продаж до 5,5 млрд руб. — Жунич Марина , директор по взаимодействию с органами государственной власти «Google Россия».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС