нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Свободный порт Владивосток: особенности таможенного администрирования
12 Сентября 2018
17:00—18:30
Ключевые выводы
Таможенный режим в России упрощается

Новые наши подходы в системе управления рисками, в категорировании участников ВЭД привели к тому, что мы почти в три раза за последние два года увеличили количество декларантов, которые находятся у нас в зеленом секторе. Сейчас их около 8200. На их долю приходится 60% всего декларационного массива и 80% всех администрируемых таможенных платежей, налогов и сборов. Такая обременительная для бизнеса процедура, как таможенный досмотр, в 2017 г. применялся в отношении 2,5% всех товарных партий, в этом году мы вышли на цифру чуть более 1,5%, и для участников зеленого сектора она составляет 0,49% партий — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

С точки зрения времени, таможня изменяется в лучшую сторону. Таможня выпала из топовых проблем. Прогресс существует, и было бы глупо это отрицать. Те проблемы, которые были у нас пять лет назад, их нет. Таможня не является для нас ключевой проблемой — Колесников Сергей, Основатель, президент, Группа компаний «ТехноНИКОЛЬ».

Товарооборот в зоне деятельности таможенных органов на Дальнем Востоке растет

За последние два года существенно увеличился товарооборот в зоне деятельности таможенных органов Дальнего Востока. Если в 2015 г. товарооборот составлял 20,8 млрд долларов, то по 2017 г. он у нас составил 25 млрд долларов. При этом индекс таможенной стоимости увеличился с 2,5 долл./кг до 3,1 долл./кг. Существенно удалось таможенным органам увеличить платежи в федеральный бюджет со 164 млрд до 200 млрд по 2017 г., и эта тенденция сохраняется по результатам работы 9 месяцев в этом году — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Улучшается взаимодействие таможенных органов и бизнеса

У нас заметно меняется наше взаимодействие и совместная работа с бизнесом. На федеральном уровне при тесном взаимодействии с бизнесом мы подготовили Комплексную программу развития ФТС России до 2020 г. В этой программе есть отдельный раздел, который называется “10 шагов навстречу бизнесу”. По большому счету, вся программа — это движение навстречу бизнесу, и мы с нашими крупнейшими бизнес-объединениями пришли к выводу, что нормализация дел в таможенной сфере — это движение навстречу друг к другу. По Дальнему Востоку количество судебных исков со стороны бизнеса к нашим таможенным органам сократилось в три раза — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Проблемы
Количество нарушений со стороны участников внешнеэкономической деятельности не сокращается

Нас как в целом в Российской Федерации, так и на Дальнем Востоке настораживает неменяющаяся тенденция к росту дел об административных правонарушениях и уголовных дел. В 2017 г. таможенными органами страны возбуждено почти 120 тыс. дел об административных нарушениях, причем в отношении тех, кто занимается ВЭД, если отбросить административные дела по физическим лицам и административные дела за непредоставление статформ, получается 23 тыс. дел об административных правонарушениях в отношении бизнеса. С учетом рецедивности это означает, что практически в отношении каждого 7-8 участника ВЭД возбуждалось административное производство. Так же — в отношении уголовных дел по стране — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Бизнес неохотно использует режим свободной таможенной зоны из-за высокой стоимости и сложности ее обустройства

850 резидентов сегодня в Свободном порту, и всего четверо применяют процедуру СТЗ (свободная таможенная зона — Ред.). Мы задались вопросом, в чем проблема. 330 из них поставили галочку, что планировали использовать процедуру, когда они подавали в КРДВ (Корпорация развития Дальнего Востока — Ред.) заявку на получение статуса. 330 хотели, пользуются четыре. В чем проблема? Здесь, на первый взгляд, видится дороговизна организации ЗТК (зона таможенного контроля — Ред.). Организация этой зоны фактически сегодня стоит, самый минимум, 3 млн рублей, дальше до бесконечности — все зависит от размеров участка — Скорик Антон, Председатель, Ассоциация поддержки резидентов свободного порта Владивосток; руководитель, ООО «Ренессанс».

Наша компания реализует крупный инвестиционный проект по строительству угольного терминала рядом с портом Ванино в бухте Мучка. Объем инвестиций — 34 млрд. Мы в феврале 2017 г. стали резидентами свободного порта Владивосток. У нас территория нашего терминала, в связи с его мощностью в 12 млн тонн угля, составляет 350 гектар. Оборудование разбросано на всей этой территории. Нужно оградить 350 гектар. Мы посчитали, это 350 млн. Это очень затратно — Тямушкин Юрий, Генеральный директор, «ВаниноТрансУголь» (АО «ВТУ»).

Мы рассматривали возможность использования СТЗ и не стали ее открывать по той причине, что у нас есть ряд инфраструктурных ограничений, в том числе наличие на территории двух производственных корпусов, которые предполагают достаточно большой поток персонала из одного корпуса в другой. <...> Там не только забор необходимо устанавливать, нужно еще систему видеонаблюдения, систему контроля за перемещаемыми товарами и т.д. Это накладывает определенные инвестиционные обязательства — Кудинов Дмитрий, Генеральный директор, ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус».

Предусмотренная законом о Свободном порте информационная система, которая должна заменить ЗТК, до сих пор не создана

Закон о свободном порте предусматривал возможность заменить организацию этой зоны (зоны таможенного контроля — Ред.) информационной системой. <...> Предусмотрен полностью автоматический обмен, не нужно никаких физических средств. Вся информация о перемещении товаров, которые есть в учетной системе компании, автоматически должна уходить в таможенный орган. Но, к сожалению, системы этой нет до сих пор — Скорик Антон, Председатель, Ассоциация поддержки резидентов свободного порта Владивосток; руководитель, ООО «Ренессанс».

Решения
Снижение требований к обустройству ЗТК и создание информационной системы, альтернативной ЗТК

Новый таможенный кодекс допускает иной подход к обустройству ЗТК, чем это было принято в законе о свободном порте Владивосток. Нами подготовлено и направлено в Минфин предложение о некоем снижении требований к обустройству ЗТК. Предполагается, что в феврале закон может быть принят. <...> Мы предложили получить доступ к информационным системам резидентов, или к системам учета резидентов, правда, там есть некие условия — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Создание на Дальнем Востоке площадки для взаимодействия бизнеса с таможенными органами

Для Дальнего Востока нужно подумать над созданием площадки, где могли бы сотрудники таможни обсуждать конкретные вопросы с бизнес-объединениями, с представителями бизнеса. Этого диалога не хватает именно здесь, на Дальнем Востоке — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Для резидентов Свободного порта должны быть обеспечены комплексные условия для работы

Больше 130 финансовых организаций имеют свои представительства в городе Гонконг. Ведь свободный таможенный порт — это не только место для перегрузки товара. Мы должны организовать максимально комплексные условия для любых организаций. И все вышесказанное является ресурсом и условием, которые помогают нашим организациям выходить из нашей страны, а также иностранным организациям (приходить — Ред.) в нашу страну — Чжичжун Ма, Председатель совета директоров, Чжоланпу; член правления, генеральный директор, Ихао.

Развитие пунктов пропуска на Дальнем Востоке

Что касается свободного порта Владивосток, там находится 19 пунктов пропуска, и, по нашим расчетам, к 2025 г. ожидается рост грузооборота в 1,5 раза. В соответствии с этим требуются большие денежные вливания, чтобы обеспечить качественное функционирование этих пунктов пропуска не только во Владивостоке, но и в других местах — Цветков Юрий, Заместитель Министра транспорта Российской Федерации; руководитель, Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Улучшение кооперации с таможенными органами АТР

Мы неизбежно должны улучшать кооперацию с таможенными администрациями близлежащих стран. <...> Мы достаточно много и целенаправленно работаем с таможенной администрацией Китая. У нас есть первый опыт получения юридически значимых для нас вывозных деклараций, которые мы уже используем также при разрешении судебных споров. Если мы наладим регулярный обмен ценовой информацией с китайцами, откуда идет основной товаропоток, у нас существенным образом уменьшится количество дел, рассматриваемых в судах — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС