Рады вас видеть
Некорректный формат электронной почты или телефона
Необходимо ввести пароль Забыли пароль?
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста
25 Мая 2018
11:45—13:00
Ключевые выводы
От развития Северного морского пути зависит успешное освоение Арктики

«Северный морской путь является связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, между Азией и Европой. Он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири, формирует условия для инфраструктуры морских портов, железнодорожных и речных меридиональных коммуникаций. Он обеспечивает нормальные условия жизни на северных территориях России, добычу полезных ископаемых, их транспортировку и экспорт, каботажное и транзитное судоходство» — Лихачев Алексей, Генеральный директор, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

«Качественное освоение Севера <…> обеспечивается Северным морским путем» — Безденежных Елена, Вице-президент — статс-секретарь, руководитель блока взаимодействия с органами власти и управления, ПАО «ГМК „Норильский никель“».

Освоение Арктики — стратегический вызов для России

«Тема Арктики в последнее время имеет очень большое звучание как в российской, так и в зарубежной повестке дня <…> Для нас Арктика - это не только недра, где добывают и где еще скрыто множество полезных ископаемых. Это не только самый короткий торговый путь из Азии в Европу, не только самые удобные военно-морские гавани <…> Для нас это некий вызов, как был космос в 1960-е годы, и то, насколько успешно мы сможем работать в Арктике, во многом определит, насколько успешной будет наша страна» — Павловский Игорь, Заместитель главного редактора, ИА REGNUM.

Проблемы
Отсутствует законодательная база для освоения Арктики

«Закон об Арктике должен быть - основной документ, на основании которого была бы сформирована долгосрочная программа» — Кобылкин Дмитрий, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

«Законопроект должен быть предметом широкой общественной дискуссии» — Лихачев Алексей, Генеральный директор, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

«Без широкого общественного обсуждения законопроект устойчивым не будет» — Мезенцев Дмитрий, Генеральный секретарь, ШОС.

Отсутствует комплексный план развития Северного морского пути

«Решение проблем в Арктике невозможно без совместной их проработки» — Павловский Игорь, Заместитель главного редактора, ИА REGNUM.

«Государство в стратегии развития Северного морского пути не предусмотрело те вехи, в которые должно быть создано нормативное регулирование. <…> Стратегия 2017 года не доработана. У нас не предусмотрены комплексные планы развития Северного морского пути» — Безденежных Елена, Вице-президент — статс-секретарь, руководитель блока взаимодействия с органами власти и управления, ПАО «ГМК „Норильский никель“».

Неразвитость портовой инфраструктуры  

«Равновесный вопрос - конкуренция с Суэцким направлением, создание таких условий, которые будут объективно привлекательны для того, чтобы ряд грузов, идущих через Индийский океан из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно, перетянуть на северное направление» — Лихачев Алексей, Генеральный директор, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

«Это очень сложный процесс, и это очень дорого. <…> Как скоро это получится, зависит от типов грузов», —  Дэн Стэн Олссон, генеральный директор Stena AB. — Олссон Дан Стен, Главный исполнительный директор, Stena AB.

«Проблемы заключаются в развитии портовой инфраструктуры, которая отстает от желаемого объема перевозки» — Безденежных Елена, Вице-президент — статс-секретарь, руководитель блока взаимодействия с органами власти и управления, ПАО «ГМК „Норильский никель“».

Высокий уровень экологических рисков

«В первую очередь это угроза разлива нефти <…> Другая угроза - воздействие судов на морских животных, природную среду» — Книжников Алексей, Руководитель программы по экологической политике ТЭК, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России.

Решения
Обсуждение принципов освоения Арктики с регионами

«Нам сейчас нужно слышать регионы. <…> У нас есть сильная площадка, где Арктика обсуждается глубоко. Один раз в два года проходит форум "Арктика - территория диалога". Мы совместно с Росконгрессом сейчас уже обсуждаем и занимаемся процессом подготовки <…> в марте 2019 года уже пятого форума. Он состоится в Архангельске» — Орлов Игорь, Губернатор Архангельской области.

Создание единого оператора Северного морского пути 

«Свою задачу мы видим в создании партнерства, большого альянса всех сегодняшних участников этого процесса. В первую очередь, власти, так как без целого ряда министерств эту задачу решить невозможно, поэтому Правительство стало во главе этой работы. Это добывающие компании, которые наращивают сегодня мощности - выход на 80-90 млн т в год. И это судовладельцы. В этом триумвирате должен был создан бизнес-процесс. Это будет территория доверия и коммерческой привлекательности» — Лихачев Алексей, Генеральный директор, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

«Губернаторы арктических регионов - за то, чтобы был единый координатор огромного проекта» — Мезенцев Дмитрий, Генеральный секретарь, ШОС.

Создание инфраструктуры для круглогодичного использования Севморпути

«Государство должно развивать ту инфраструктуру, которая будет способствовать коммерчески выгодному круглогодичному использованию Северного морского пути как на запад, так и на восток. <…> В первую очередь, это ледокольный флот. Если будет качественная проводка, мы не только вывезем тот груз, который добывается и производится <…> но и перехватим то, что идет через юг, через Суэцкий канал» — Храмов Денис, Заместитель председателя правления, ОАО «НОВАТЭК».

«Три ледокола мы строим здесь, в Санкт-Петербурге <…> Это "Арктика", "Сибирь", "Урал", который уже на стапелях. Тем самым мы делаем первый шаг к строительству крупнейших в мире атомных ледоколов, которые заложат основы ледокольного флота с круглогодичной проводкой» — Рахманов Алексей, Президент, АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Перевод судоходства на сжиженный природный газ

«Серьезно нужно задуматься о газификации транспорта на Северном морском пути» — Франк Сергей, Генеральный директор, председатель правления, ПАО «Совкомфлот».

«Необходима проработка вопроса о запрете использования твердого мазута в Арктике, перевод судоходства на сжиженный природный газ <…> СПГ - это очень выигрышная для России тема» — Книжников Алексей, Руководитель программы по экологической политике ТЭК, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС