non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Doing Business in Africa: Challenges and Opportunities
23 October 2019
16:30—18:00
KEY CONCLUSIONS
Africa possesses high investment potential

In the next 20 years the African population will reach 2.5 billion people. You see what an incredible potential for business that is <…> Population aside, Africa has incredible natural resources: minerals, agriculture, forestry, water resources — Yoweri Museveni, President of the Republic of Uganda.

65% of all arable lands on the planet are in Africa. By the time when the global population will reach 10 billion, the areas that are going to have territories for agricultural expansion, for productivity improvement – those are mainly going to be in Africa, — Olusegun Obasanjo, President of the Federal Republic of Nigeria (1976–1979), (1999–2007).

Economic and humanitarian relations between Russia and the African countries are on the rise

According to the Institute of Africa of the Russian Academy of Sciences, during the past 10 years Russian investment into Africa grew by 185% and reached USD 17 billion. As president of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs I must say that a significant share of these investments came from the members of our union. However, we still can – and should – do more both in terms of increasing the trade volume and in investment activity — Alexander Shokhin, President, Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP).

Russian presence in the African continent and in the Republic of Guinea is 60 years and counting. We are talking about mining, as well as healthcare. We would like to thank the Russian Federation for support in our ferocious struggle with the terrible Ebola, that appeared in the second decade of the 21st century and peaked between 2014 and 2015 — Gabriel Curtis, Minister of Investments and Public and Private Partnerships of the Republic of Guinea.

There are incredible business opportunities with Russia. After coming here yesterday, I already signed 2 memorandums and 3 contracts. <…> If you want to do business in Madagascar, I am ready to sing any paperwork — Richard Randriamandrato, Minister of Economy and Finance of the Republic of Madagascar.

Russian companies are successful in Africa

Rusatom today is an indisputable leader in nuclear technology. We are building 36 power-generating units in 12 countries around the world. During the past 14 years we have commissioned 15 new generating units, and this year we are putting the first floating power plant into operation. Certainly, Africa is a priority region for us. We have been working in Africa for a while now. We have projects in over 20 countries. <…> We see incredible demand and incredible interest to nuclear energy from the African countries — Evgeny Pakermanov, President, Rusatom Overseas.

Renova is among the first Russian investors in South Africa and probably the largest one. Overall investments in the manganese production are projected to reach USD 500 million this year. <…> UMK mine and infrastructure project worth 1.7 billion rand developed rapidly and was commissioned on time. Mining was also developing quite rapidly and in 2013 it reached a record-breaking level of 3.4 million tons — Viktor Radko, Chief Executive Officer, United Manganese of Kalahari.

We have been working in Africa for over 10 years. Over the years we have invested close to USD 2 billion in the African countries — Evgeny Tulubenskiy, Chief Legal Officer, Corporate and Regulatory Affairs, Member of the Board of Directors, Nordgold.

ISSUES
Underdeveloped infrastructure

Above all, we are missing a developed infrastructure, as any successful business requires minimizing the costs. More than anything, business must make profit, but you cannot make any profit if the production costs are this high — Yoweri Museveni, President of the Republic of Uganda.

African countries are not united on regulation issues

There are 55 counties in Africa. It is a problem for investors, because nobody wants to trade with Africa. These are 55 countries with 55 different legislatures, 55 different customs regulations. There are fewer than 55 currencies – I think a few countries have common currencies – but still there is over 30. That is hard to overcome. It is a problem — Olusegun Obasanjo, President of the Federal Republic of Nigeria (1976–1979), (1999–2007).

Russian businesses underestimate regional specifics

I would like to point out a few common mistakes our businessmen make when they come to work in Africa. <…> Lack of understanding local mentalities leads to the gravest of errors. Further on, there are civilizational differences that must be taken into account. Without it the work is not going to go anywhere. Another important aspect is that our businessmen are preoccupied exclusively with their own profit. It would be nice to see them also thinking about the interests of African people — Galina Sidorova, Professor, Moscow State Linguistic University.

SOLUTIONS
Expanding Russian-African cooperation as a whole

We need to work on consolidating and coordinating the efforts on promoting Russian-African cooperation with all of the stakeholders. <…> Expanding cooperation with our African partners not only via bilateral cooperation but using the multilateral institutional opportunities as well, including Russian business programmes. <…> Stimulating the development of multilayer cooperation mechanisms to foster business cooperation by increasing the resource potential of Russian companies <…> encourage involving small and medium-sized enterprises, as well as Russian and African regions via project financing, project groups, and so on — Alexander Shokhin, President, Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP).

It is a huge mistake to try to get as much profit as soon as possible and ignore the long-term investments. It is a huge loss. Third, we do not support small and medium-sized business in Africa. They cannot exist there without state support. So, let us create a few support centres for business, for instance North, South, West, and East. It would be extremely efficient in promoting our investments — Irina Abramova, Director, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences; Corresponding Member, Russian Academy of Sciences.

Consider every country’s specifics

For over 10 years now we have been designing security systems for the businesses that work in the potentially risky locations: Africa, Middle East, Latin America. We try to create an algorithm for each structure to facilitate a secure entrance into their country of choice — Mikhail Anichkin, Chairman of the Board of Directors, Peacemaker International Security Centre.

What do we see? Incredible opportunities. As it was mentioned before, there are 55 countries and each one needs to be approached individually. Uralkali, as a business, is ready for that — Dmitry Osipov, Chief Executive Officer, Uralkali .

Creating stable investment environment

There is money waiting to be invested into Africa’s development, but that money is cowardly. It will come when the atmosphere is right. Yet, the moment the situation changes and there is no incentive to stay in the country, it is out. What can we do to motivate investments and trade development? What can we do so that the money arrives into a country and stays there? There has to be predictability, good return of investment, law must prevail because you need to be sure that should a conflict arise it will be resolved fairly — Olusegun Obasanjo, President of the Federal Republic of Nigeria (1976–1979), (1999–2007).

When we talk about Russia we mean stability. We mean security, we mean peace. You, the Russian Federation, you bring peace to different parts of the world. In Syria you pacify every side of their conflict. For us you are a role model, an example of how to act. We are very proud of Russia in this regard and would like for you to help us too — Youssouf Moussa Dawaleh, President, Chamber of Commerce of Djibouti.

Brining science into the development of bilateral relations

Centres of thought have to be linked to businesses and politicians. <…> We have great scientists, but they go underused. There is a huge disparity between industry, politicians, and thinkers. Thinkers must be used. Let all the research be driven by demand, as countries cannot develop without science — H.E. Hala Helmy Elsaid Younes, Minister of Planning, Monitoring and Administrative Reform of the Arab Republic of Egypt.

People thrust into Africa not knowing one thing about its culture, ethnic make-up, or local peculiarities. In order to avoid these mistakes, I recommend consulting think tanks, that have been doing research for decades and can help a lot — Irina Abramova, Director, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences; Corresponding Member, Russian Academy of Sciences.

The material was prepared by the Russian news agency TASS

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Ведение бизнеса в Африке: возможности, условия и риски
23 Октября 2019
16:30—18:00
Ключевые выводы
Африка располагает высоким потенциалом для инвестиций

2,5 миллиарда составит население Африки в течение ближайших 20 лет. Вы видите, какой огромный потенциал имеется для развития бизнеса <...> Кроме населения у Африки огромное количество и природных ресурсов. Это и ископаемые, богатое сельское хозяйство, леса, водные ресурсы — Давале Юссуф Мусса, Президент, Торговая палата Джибути.

65% пахотных земель в мире находятся в Африке. И к тому времени, когда население мира достигнет 10 миллиардов, та часть мира, в которой еще останутся земли для выращивания урожая и для расширения сельского хозяйства, для увеличения производительности, они будут, в основном, в Африке — .

Экономические и гуманитарные отношения между Россией и странами Африки активно развиваются

По оценкам Института Африки Российской академии наук, российские инвестиции за 10 лет в Африку выросли на 185% и достигли 17 миллиардов долларов США. Должен сказать как президент Российского союза промышленников и предпринимателей, что большая часть этих инвестиций осуществлена членами Российского союза промышленников и предпринимателей. Но тем не менее мы действительно можем и должны сделать больше — как и в плане наращивания торговли, так и в области инвестиционной деятельности — Шохин Александр, Президент, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Российское присутствие на африканском континенте и в Республике Гвинея насчитывает уже 60 лет. Мы здесь говорим о горнодобывающей промышленности, но также о здравоохранении. Мы хотели бы поблагодарить Российскую Федерацию за поддержку в этих областях и также в деле ожесточенной борьбы против ужасной лихорадки Эбола, которая разразилась во втором десятилетии XXI века и достигла своего пика в 2014-2015 годах — Кертис Габриель, Министр по вопросам инвестиций и государственно-частного партнерства Гвинейской Республики.

Имеются огромные возможности заниматься бизнесом совместно с Россией. И после того, как я приехал сюда вчера, я подписал 2 меморандума и 3 контракта <...> Если вы хотите заниматься бизнесом в Мадагаскаре, я готов подписать любые документы — Рандриамандрато Ричард, Министр экономики и финансов Республики Мадагаскар.

Российские компании успешно действуют на африканском континенте

„Русатом“ сегодня — это безусловный лидер на мировом рынке ядерной технологии. Мы строим 36 энергоблоков в 12 странах мира. За последние 14 лет мы ввели в действие 15 новых энергоблоков, и в этом году мы первую в мире плавучую электростанцию подключаем к сети. И, конечно, Африка для нас — это регион такого приоритетного фокуса внимания. Мы достаточно давно работаем в Африке. В более чем 20 странах мы имеем различные проекты <...> Мы сейчас видим огромный спрос и огромный интерес африканских стран к атомной энергии — Пакерманов Евгений, Президент, Русатом Оверсиз.

„Ренова“ является одним из первых российских инвесторов в ЮАР и, пожалуй, одним их крупнейших на сегодняшний день. Совокупные инвестиции в марганцевый бизнес составят где-то порядка 500 миллионов долларов по прогнозу на этот год. <...> Проект рудника и инфраструктуры UMK стоимостью 1,7 млрд рандов развивался высокими темпами и был реализован в срок. Добыча наращивалась высокими темпами, и в 2013 году был добыт рекордный объем — 3,4 млн тонн — Радько Виктор, Главный исполнительный директор, United Manganese of Kalahari (UMK).

Работаем в Африке более 10 лет. За это время мы инвестировали порядка $2 млрд в африканские страны — Тулубенский Евгений, Директор по правовым, корпоративным и регулятивным вопросам, член совета директоров, Nordgold.

Проблемы
Неразвитая инфраструктура

Не хватает, в первую очередь, соответствующей инфраструктуры, потому что успешный бизнес означает минимизацию затрат. Потому что бизнес, в первую очередь, должен получать прибыль, и невозможно получить прибыль, если себестоимость производства очень высокая — Мусевени Йовери, Президент Республики Уганда.

Отсутствие единства между странами континента в вопросах регулирования

В Африке 55 стран, и это является проблемой, особенно для инвесторов, потому что люди не хотят торговать с Африкой. Эти 55 стран с 55 разными законодательствами, с 55 таможенными правилами, не 55 валют — я думаю, что у нескольких стран общая валюта, — но больше 30 разных валют. И это трудно преодолеть. То есть проблемы есть — Обасанджо Олусегун, Президент Федеративной Республики Нигерия (1976–1979), (1999–2007).

Недооценка российским бизнесом специфики стран региона

Хотела бы сказать о некоторых ошибках, которые допускают наши бизнесмены, когда приезжают в Африку работать. <...> Незнание менталитета приводит к глубочайшим ошибкам. Далее, цивилизационные моменты — эти аспекты тоже нужно учитывать. Без этого работа не будет двигаться в нужном направлении. И еще немаловажный момент, когда наши бизнесмены учитывают только свои интересы. Хотелось бы, чтобы наши бизнесмены акцентировали внимание не только на свои интересы, но и на интересы африканцев — Сидорова Галина, Профессор, Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ).

Решения
Комплексный подход к расширению российско-африканского сотрудничества

Надо работать над действенной консолидацией и координацией усилий по продвижению российско-африканского сотрудничества со всеми stake holders <...> Расширять взаимодействие с африканскими партнерами не только в формате двустороннего сотрудничества, но и с использованием возможностей многосторонних институтов, включающих, в том числе, и программы российского бизнеса <...> Стимулировать развитие многоплановых механизмов содействия деловому сотрудничеству посредством повышения ресурсного потенциала российских компаний <...> способствовать вовлечению в сотрудничество субъектов малого и среднего предпринимательства, а также российских и африканских регионов с применением проектного финансирования, проектных групп и так далее — Шохин Александр, Президент, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Очень большая ошибка в том, что мы хотим как можно скорее получить прибыль и не думаем о долгосрочных инвестициях. Это очень большая потеря. Третье, мы не поддерживаем малый и средний бизнес в Африке. Он не может там существовать без государственной поддержки. Так давайте, по крайней мере, создадим несколько центров поддержки бизнеса в Африке, можно север, юг, запад, восток. Это было бы очень эффективно для продвижения наших инвестиций — Абрамова Ирина, Директор, ФГБУН «Институт Африки Российской академии наук»; член-корреспондент, Российская академия наук.

Учет специфики конкретной страны

Центр занимается уже порядка 10 лет комплексной разработкой системы мер по безопасности бизнеса тех структур, которые работают в зонах повышенного риска: в Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Мы стараемся сделать алгоритм для каждой структуры, которая к нам обращается, для безопасного вхождения и начала стартапа в стране заинтересованности — Аничкин Михаил, Председатель совета директоров, ООО «Международный центр безопасности Миротворец».

Что мы видим? Большие возможности. И вот, как было сказано, здесь действительно 55 стран, и надо работать в каждой стране индивидуально. Мы как компания „Уралкалий“ готовы это сделать, ведем переговоры — Осипов Дмитрий, Генеральный директор, ПАО «Уралкалий».

Создание стабильных условий для инвестиций

Деньги для инвестиций и для развития Африки имеются, но эти деньги трусливы. Они придут, когда для них будет благоприятная атмосфера. Но как только изменится ситуация, как только не будет стимула для денег оставаться в стране, они из страны уйдут. Что мы можем сделать для способствования инвестициям, для развития торговли? Что мы можем сделать для обеспечения того, чтобы деньги приходили в страну и в стране оставались? Должна быть предсказуемость, должны быть хорошие возвратные инвестиции, должен торжествовать закон, потому что если у вас конфликт, то вы должны быть уверены, что он будет справедливо разрешен — Обасанджо Олусегун, Президент Федеративной Республики Нигерия (1976–1979), (1999–2007).

Когда мы говорим о России, мы говорим всегда о стабильности. Мы имеем в виду безопасность, мы имеем в виду мирное время. Вы, Российская Федерация, обеспечиваете мир в различных регионах мира. В Сирии вы, например, успокаиваете всех участников конфликта. И для нас это настоящий эталон, это образец того, как нужно действовать. И мы гордимся в этом отношении Россией и хотели бы, чтобы вы и нам помогли — Давале Юссуф Мусса, Президент, Торговая палата Джибути.

Задействование научных знаний в развитии отношений

Центры мысли должны быть связаны с бизнесом и политиками <...> В принципе у нас отличные ученые, но они не используются. Имеется огромный разрыв между промышленностью, правительством и мыслителями. Мыслителей надо использовать. Пусть все исследования зависят от спроса, потому что без науки страны развиваться не могут — Йонес Хала Хельми Эльсаид, Министр планирования, мониторинга и административной реформы Арабской Республики Египет.

Люди идут в Африку и не знают специфики Африки, не знают ни культуры, ни этнического состава, ни тех особенностей, которые там существуют. Для того, чтобы избегать этих ошибок, я предлагаю им обращаться как раз в такие think tanks, которые и занимаются исследованиями, причем занимаются очень долго на протяжении десятилетий и могут оказать самую непосредственную помощь нашим предпринимателям — Абрамова Ирина, Директор, ФГБУН «Институт Африки Российской академии наук»; член-корреспондент, Российская академия наук.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС