non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
30.09.2019

Russia's Trade and Integration in the Asia-Pacific Region: Results and Prospects

According to the report, in the last twenty years, growth indicators of developing countries exceeded those of developed countries, which led to a considerable shift in the global balance of economic and trade powers, with the share of developing countries in the global economy rising from 36.8% in 1980 to 59.2% now. The developing countries of the Asia-Pacific region have contributed the most to this growth, so APAC has become the world’s most dynamic area in terms of economy, international trade, and integration. Almost 40% of foreign direct investments is now channeled to the APAC countries, sustaining the high growth rates.

Among the most noticeable consequences of the changed balance of power between the developing and the developed countries in the international trade are the crisis of the WTO and the trade war between China and the USA. Given the current trends in international trade, economic conflicts start to influence trade in services, innovation, and digital economy.

For Russia, the outcome of recent processes was that the Asia-Pacific region now appears much more often on Russia’s agenda when setting foreign economy priorities, implementing projects, building bilateral links, and strengthening various formats of multilateral relations. In the context of complicated relationships with the developed countries in recent years, Russia has been systematically increasing the share of the APAC countries in its exports, from 18.5% in 2010 to 29.1% in the first six months of 2019. Russia’s primary foreign trade partners remain unchanged. These are China (15.7% in foreign trade turnover in 2018), the USA (3.6%), Japan (3.1%), India (1.6%), and the Republic of Korea (3.6%). In the foreign trade structure of China, Russia accounts for 2.3%, with 0.7% belonging to the USA, 1.5% to Japan, 1.1% to India and 2.2% to the Republic of Korea.

Besides energy and mineral resources (which account for 64.1% of total exports), the commodity structure of Russia’s exports to APAC is composed of metal products (8.8%); wood, pulp and paper (5.3%); chemical products and natural rubber (5.1%); food products and agricultural raw products (5.0%); machines, equipment, and vehicles (4.2%). As for non-commodity non-energy exports, Russia’s main partners in the APAC region are China (30.1% in 2018), the USA (18.5%), and India (12.7%). The region’s contribution to attracting foreign direct investments to Russia has also increased. While between 2007 and 2015 the annual volume of investments from APAC was USD 0.5-3.2 bn, between 2016 and 2018 Russia attracted USD 23.6 bn in investments from APAC.

The authors of the report point to two main trends that are currently shaping the integration landscape in the APAC region:
  • regional and mega-regional trade agreements which set trade preferences in the region; and
  • rise of protectionism on the part of the USA and its efforts to reinforce bilateral agreements alongside a trade war with China.

When these two trends overlap, overt regionalism practices (such as removal of trade barriers, which leads to an expansion of trade) are replaced by a race for economic interests in the APAC region, with countries that don’t take part in agreements ousted from value-added chains. For Russia, this creates a challenge as far as its plans to expand its non-commodity exports to the APAC region are concerned and means that it will be necessary to step up the actions on its agenda for the development of trade relations with the Asia-Pacific countries.

A promising format of interaction is a practical implementation of the concept of the Greater Eurasian Partnership with an extended number of signatories to agreements with the participation of Russia and the EAEU, both in the sphere of services and investments and in preferential trade in goods. To support the leading role of APAC in Russia’s foreign economy agenda, it is necessary to reinforce the efforts to remove barriers to entering new markets, to carry out mutual investment projects, and to form a common regulatory framework. A delay in implementing the items on this agenda or insufficient determination to do this poses a risk that Russia will be gradually pushed out of value-added and trade chains in the APAC region.
Analytics on the topic

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
30.09.2019

Торговля и интеграция России в Азиатско-Тихоокеанский регион: результаты и перспективы

Согласно авторам доклада, более высокие показатели роста развивающихся стран по сравнению с развитыми в последние 20 лет привели к значительному смещению баланса экономических и торговых сил в мире, доля развивающихся стран в мировой экономике выросла с 36,8% до 59,2% с 1980 г. до настоящего времени. Учитывая, что значительная часть этой динамики — вклад развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, АТР стал самой динамичной частью мира с точки зрения экономики, международной торговли и интеграционных процессов. Почти 40% прямых иностранных инвестиций в настоящее время направляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, поддерживая высокие темпы роста.

Кризис ВТО и торговая война между Китаем и США стали одними из наиболее заметных последствий изменения баланса сил развитых и развивающихся стран в мире для международной торговли. С учетом современных трендов развития международной торговли, экономические конфликты начинают затрагивать и вопросы торговли услугами, инноваций и цифровой экономики.

Для России итогом последних лет стало заметное увеличение Азиатско-Тихоокеанского региона в повестке внешнеэкономических приоритетов, реализации проектов, налаживания двусторонних связей и укрепления различных многосторонних форматов. В условиях сложных отношений с развитыми странами в последние годы Россия последовательно увеличивает долю АТР в экспорте — с 18,5% в 2010 г. до 29,1% в первом полугодии 2019 г. Крупнейшими внешнеторговыми партнерами России остаются Китай (15,7% в обороте внешней торговли в 2018 году), США (3,6%), Япония (3,1%), Индия (1,6%) и Республика Корея (3,6%). Во внешней товарной торговле Китая Российская Федерация занимает 2,3%, США — 0,7%, Японии — 1,5%, Индии — 1,1%, Республики Корея — 2,2%.

Помимо топливно-энергетических товаров (64,1% экспорта) структуру товарных поставок России в АТР формируют продукция металлургической промышленности (8,8%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (5,3%), химическая продукция, каучук (5,1%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (5,0%), машины, оборудование и транспортные средства (4,2%). В части несырьевого неэнергетического экспорта России ведущими партнерами в АТР являются Китай (30,1% в 2018 г.), США (18,5%) и Индия (12,7%). Выросла и роль региона в привлечении в Россию прямых иностранных инвестиций — если в 2007-2015 гг. объем привлеченных инвестиций 82 в Россию из АТР составлял 0,5-3,2 млрд долл. в год, то за 2016-2018 гг. из АТР в Россию было привлечено 23,6 млрд долл. США.
По мнению авторов доклада, текущая интеграционная картина в АТР формируется под влиянием двух основных тенденций:

  • создание региональных и мегарегиональных торговых соглашений, формирующих преференции для торговли в регионе;
  • рост протекционизма и попытки усиления двусторонних договоренностей со стороны США наряду с разворачиванием торговой войны с Китаем.

Наложение двух тенденций приводит к тому, что практика открытого регионализма — снятие барьеров, приводящее к расширению торговли, сменяется в АТР гонкой интересов и вытеснением стран, не участвующих в соглашениях, из формирования цепочек добавленной стоимости. Для России это создает вызов с точки зрения реализации планов расширения несырьевого экспорта в страны региона и обозначает необходимость активизации повестки развития торговых соглашений со странами АТР.

Перспективным форматом является практическая реализация концепции Большого Евразийского партнерства с учетом расширения состава подписантов соглашений с участием России и Евразийского экономического союза как в части услуг и инвестиций, так и в части преференциальной торговли товарами. Поддержка приоритета АТР в российской внешнеэкономической повестке требует укрепления усилий в части снятия барьеров для доступа на рынки, реализации взаимных инвестиционных проектов и формирования общих правил регулирования. Отставание или недостаточные усилия в текущих условиях несут в себе риск постепенного выдавливания России из производственных и торговых цепочек в АТР.
Аналитика на тему