Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Article
22.05.2018
Talking about language
At the St. Petersburg International Economic Forum, the Roscongress social platform and the Art, Science and Sport Charity Foundation will present a joint project. The first stage will take place in summer 2018 and conclude at the Eastern Economic Forum in September. The topic: social communication and the mechanisms for making it happen. The first stage of the project will be research-oriented, aimed at discovering how, in what language, and on what topics various players in the social sector can effectively talk to one another. Without resolving those issues, the goal of social inclusion cannot be met.

At the upcoming annual SPIEF session in St. Petersburg, the social platform run by Roscongress, the organizer of major nationwide economic forums, and Alisher Usma­nov’s Art, Science and Sport Charity Foundation, will be presenting a project that may seem a bit technical. The platform and its partners will present the best Russian and international social communication case studies at SPIEF itself, as well as a workshop on the same topic – one that right now is familiar only to specialists. After the Forum is over, in the period from June to August, a university competition for social communication projects will begin in St. Petersburg. There will also be a series of master classes all across Russia on the mechanics of social communication in big cities, and a series of practical projects in social communication. The results of the competition will be announced at the Eastern Economic Forum in Vladivostok in early September, where there will also be a discussion of the interim results of the first stage of the project. There, the next moves will become clear.

It is no longer news that the Roscongress social platform has been integrating ‘third sector’ themes into the agendas of national forums since 2017. And it is only natural that it will not just be experts and leaders of socially-focused programmes and foundations that will be operating on the social platform. Business leaders, government managers, and youth organizations will be there, too. The only non-standard aspect could be the choice of topic for 2018. After all, social communication is not an internal technology of the third sector. What could there be to talk about? It would seem that we all know how to talk, to discuss current affairs, to contact each other and our intended audience. Why dedicate at least half a year of research, and an extremely large-scale educational programme and contest to that? Is this really what the social platform plans to devote such a significant effort to in summer 2018?

The topic of social communication, for Russia and other countries, is both problematic and promising. It is important for everyone involved in Russia’s emerging third sector. Simplified a bit, the issue looks like this. In the social ecosystem that is developing, four main stakeholders are represented: first, government bodies and development institutes; second, the business community and its more socially-oriented segments; third, the nonprofit sector as such, the nonprofit community; and finally, fourth, people, who are not only the beneficiaries of programmes led by the three ‘active’ parties, but also participate in their own right in a multitude of more or less well-formed grassroots initiatives. Each of these stakeholders has already learned how to communicate well within its own individual segment. The business world already does a great job of consolidating its efforts within its own social projects, nonprofits know how to interact with each other, and the state is fully capable of coordinating the development of regulatory activities and support programmes internally. Engagement by ordinary citizens in Russia’s third sector is also increasing very rapidly.

We’ve more or less arrived at a point when Russia – just like Europe in the late nineteenth century and the 1950s, the US in the 1980s and 2000s, Japan in the early twentieth century, and India in the 1970s – is set to experience an explosion of voluntary social activity. Later, such periods go down in history, and people remember these events as the creation of a new country and a new society, although it in fact takes decades of advance development work before they can finally take place. But there’s a chance this might not happen in Russia in the coming years. Social inclusion, whereby various communities inside an enormous, complex society suddenly learn to interact productively, translate techniques, share information, and effectively join forces, never happens on its own. It requires work, and that work requires a common language, catalysts for cooperation, a unified information space, and dia­logue-based institutions.

The latter, evidently, are critically important. At certain stages of development, neither state agencies, nor nonprofits, nor the business community, nor consumers can take on the role of lead coordinator. But that impossibility has its positive aspects, because the ecosystem, the basic governing, operating principle in the social sector in society today, cannot be built according to hierarchical models. Deciding who in the third sector ought to be the most important and able to dictate the rules of the game is pointless. In this ecosystem, there are no unimportant parts. There is only constant interaction. The language of this interaction is, in fact, the subject of the social communication project being run by the Roscongress social platform and the Art, Science and Sport Foundation.
It could be that summer 2018 will be the time when the work to systematize the language of ­communication, to create an information network on social topics, to establish common criteria for the success of social projects, to deve­lop techniques for replicating success stories, will finally bear fruit. In any case, Roscongress believes that could be the case. The social platform already has a great deal to contribute to that goal. National forums are natural concentrations of the country’s management and intellectual assets. Roscongress is already actively engaged in integrating its social platform into the global philanthropic community. In recent months, the social platform has been quite heavily involved in studying new communications technologies, including digital technologies, next-generation marketing, and public relations technologies in this extremely specialized sphere.

Other work is being done to create a women’s community bringing together female entrepreneurs, poli­ticians, philanthropists, athletes, scientists, educators, and artists who want to hold a separate discussion on issues regarding women’s participation as peacekeepers and leaders in socioeconomic development. The social platform is also studying social communication practices during Soviet times. A significant portion of those are in demand by users and might also be highly effective for them today. Finally, in autumn 2018, the social platform intends to create its own media outlet, tasked with providing substantive analysis of trends in Russia’s third sector. Despite how broadly it has developed, the country does not yet have professional media channels devoted to social projects.

The idea of a social platform becoming a catalyst for processes which will push Russia’s third sector – today a rather piecemeal community – towards transitioning to a single ecosystem format is at least worthy of consideration from all potential participants. Any success achieved by the project will benefit the whole community. One way or another, the Russian society is already an information-based society, as is the economy, which is quickly mastering the language of digital technologies. The only thing the new digital communications cannot give us is a common understanding of what we need to agree on, and what should be the result of developing social communication. We must come up with our own vision for a ‘completely new country’ and a ‘completely new society’.

Source: SPIEF-2018 Official Magazine



Analytics on the topic

Рады вас видеть
Некорректный формат электронной почты или телефона
Необходимо ввести пароль Забыли пароль?
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
статья
22.05.2018
Разговор о языке
На Петербургском международном экономическом форуме социальная платформа «Росконгресса» совместно с благотворительным Фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» представит проект, первый этап которого пройдет летом 2018 года и завершится на Восточном экономическом форуме в сентябре. Он посвящен социальной коммуникации и ее механике. На первом этапе проект будет фактически исследовательским: необходимо выяснить, как, на каком языке и о чем разные игроки формирующегося поля социальной сферы эффективно могут говорить друг с другом: задача социальной инклюзии без этого нерешаема.

На очередной ежегодной сессии ПМЭФ в Санкт-Петербурге социальная платформа «Росконгресса», организатора крупнейших федеральных экономических форумов, и благотворительный Фонд «Искусство, наука и спорт» представляют проект, который может показаться техническим. Непосредственно на ПМЭФ пройдет презентация платформой и ее партнерами лучших российских и международных кейсов организации социальной коммуникации, а также воркшоп по этой теме, сейчас знакомой только специалистам. В июне – августе по завершении форума в Санкт-Петербурге начнутся университетский конкурс проектов социальной коммуникации, серия мастер-классов по всей России по механике социальной коммуникации в крупных городах, а также ряд практических проектов в сфере социальной коммуникации. Итоги конкурса будут подведены на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в начале сентября, там же будут обсуждаться промежуточные итоги первой стадии проекта и станет очевидным, как и куда он будет двигаться дальше.

То, что социальная платформа «Росконгресса» с 2017 года интег­рирует темы «третьего сектора» в повестку федеральных форумов, уже никого не удивляет. И то, что на ПМЭФ не только специалисты и руководство социально ориентированных программ и фондов, но и руководство бизнес-структур, государственные менеджеры, молодежные структуры будут работать на площадке социальной платформы, вполне естественно – нестандартной является, видимо, только выбор темы работы для 2018 года. Разве социальные коммуникации – это не то, что является внутренней технологией «третьего сектора» – что может быть предметом обсуждения? Казалось бы, все умеют разговаривать, обсуждать текущие дела, контактировать друг с другом и с аудиторией. Зачем посвящать этому как минимум полугодовую исследовательскую, образовательную и конкурсную программу, да еще и весьма масштабную (значительная часть усилий социальной платформы летом 2018 года будет ориентирована именно на нее)?

Тема социальных коммуникаций для России между тем является и проблемной, и перспективной, и важной для всех участников формирующегося «третьего сектора» в России. Если немного упростить ситуацию, то проблема выглядит так. В формирующейся социальной экосистеме, в которой представлены четыре основных стейк­холдера. С одной стороны, это органы власти и институты развития, с другой – бизнес-сообщество и его социально ориентированные подразделения, с третьей – некоммерческий сектор как таковой, сообщество НКО, наконец, четвертый – население, которое является не только реципиентом программ трех «активных» сторон, но и само участвует в многочисленных в той или иной степени оформленных grassroots-инициативах. Все уже очень хорошо научились коммуницировать внутри своего отдельно взятого сегмента. Бизнес уже отлично умеет консолидировать свои усилия в своих социальных проектах, НКО умеют взаимодействовать друг с другом, государство вполне в состоянии координировать внутри себя разработку регуляторных проектов, программ поддержки. Активность рядовых граждан в «третьем секторе» в России также растет на глазах. 

В общем, мы практически подошли к моменту, в котором страна, как и многие страны в XX–XXI веке (Европа – в конце XIX века и 1950-х, США – в 1980-х и 2000-х, Япония – в начале XX века, Индия – в 1970-х), будет переживать всплеск добровольной социальной активности. Впоследствии такие периоды входят в историю – многие вспоминают такие события, как «создание новой страны и нового общества», хотя, несомненно, готовятся такие события десятилетиями предыдущего развития. Но в России в следующие годы этого может и не случиться: социальная инклюзия, в ходе которой различные общности внутри огромного и сложнейшим образом организованного общества внезапно обучаются продуктивно взаимодействовать друг с другом, транслировать технологии, обмениваться информацией, эффективно объединять усилия, никогда не происходит сама собой. Над этой задачей необходимо работать, и для такой работы нужны и общий язык, и катализаторы взаимодействия, и единая информационная среда, и диалоговые институты. 

Последнее, видимо, критически важно. На определенных этапах развития ни государственные органы, ни НКО, ни бизнес-сообщество, ни потребители не могут взять на себя роль главного в процессе координации, и у этой невозможности есть свои сильные стороны, поскольку экосистема, основной управленческий принцип работы в социальной сфере в современном обществе, не может быть построена на иерар­хических моделях. Выяснение того, кто в «третьем секторе» должен стать главным и задавать правила игры, бесплодно: в экосистеме нет «неважных» составляющих, а есть лишь постоянное взаимодействие. И язык этого взаи­модействия – это и есть предмет проекта социальной платформы «Росконгресса» в сфере социальной коммуникации, и особенную важность этого взаимодействия подчеркивает авторское участие в этом проекте одного из крупнейших игроков «третьего сектора» – Фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». 

Возможно, именно лето 2018 года – то время, когда работа по систематизации языка коммуникаций, по созданию информационной сети по социальной тематике, по созданию единых критериев успешности социальных проектов, по технологиям тиражирования успешного опыта может быть успешной (во всяком случае, в «Росконгрессе» считают, что это так). Для этого у социальной платформы уже есть довольно многое. Федеральные форумы – это естественная концентрация управленческого и интеллектуального ресурса страны. «Росконгресс» уже весьма активно занят интеграцией социальной платформы в мировое благотворительное сообщество. Социальная платформа в последние месяцы довольно много занималась изучением технологий новых средств коммуникации, в том числе цифровых, нового поколения маркетинга и технологий public relations в этой крайне специальной сфере. 

Отдельная работа ведется по проекту создания женского сообщества, объединяющего женщин-предпринимателей, женщин-политиков, женщин-филантропов, женщин-спортсменок, ученых, педагогов, деятелей искусства, которое намерено развивать отдельное обсуждение вопросов миротворческого и лидерского участия женщин в социально-экономическом развитии. Еще один из аспектов работы социальной платформы – изучение практики социальных коммуникаций советского времени, значительная часть которых востребована потребителям и сейчас и может быть для них высокоэффективной. Наконец, осенью 2018 года социальная платформа намерена создать собственное СМИ, задачей которого будет в том числе содержательный анализ того, что происходит в «третьем секторе» в России. Несмотря на широкое его развитие, профессиональных медиа в сфере социальных проектов в стране пока нет. 

Идея социальной платформы стать катализатором процессов, которые подтолкнут сейчас достаточно мозаично устроенное сообщество «третьего сектора» России к переходу в формат единой экосистемы, в любом случае стоит того, чтобы на нее обратили внимание все ее потенциальные участники: выгодоприобретателем любого успеха проекта станет все сообщество. Так или иначе, общество в России уже сейчас является информационным, как и экономика, стремительно осваивающая язык цифровых технологий. Единственное, что нам всем не могут дать новые цифровые коммуникации, – общее понимание того, о чем договариваться и что должно стать результатом развития социальных коммуникаций: «совсем другую страну» и «совсем другое общество» необходимо придумывать самостоятельно.

Источник: Официальный журнал ПМЭФ-2018


Аналитика на тему